Такое одушевление владело мною, так я горела скорее начать свое большое дело, что все, казалось мне, движется слишком медленно. Мысленно я видела себя во главе влиятельной фирмы, я диктую телеграммы, отвечаю на телефонные звонки, делаю распоряжения; и сижу я за столом орехового дерева, вокруг — образцы, рулоны шелка, альбомы с эскизами.
Продолжим историю Марии Павловны (внучки Александра Второго)
Мария Павловна настолько поверила в свои силы, что купила ещё несколько машинок и отправила на учебу русских помощниц. Также она сняла помещение под мастерскую. И закипела работа для заказа от Шанель.
Самые трудные работы Мария Павловна выполняла сама. Но одно дело вышивать и совсем другое - организовать рабочий процесс. Ей также приходилось общаться с поставщиками и отвечать за все процессы в мастерской. Набивая шишки и работая 24/7, она шла вперёд.
Состоялся долгожданный показ новой коллекции Шанель с вышивкой от Марии Павловны. Коллекция имела большой успех и "Китмир" завалили заказами.
По неопытности я переоценила и собственные свои силы, и рабочие возможности моей маленькой мастерской. Посыпались заказы, а как их было выполнить, если нас всего трое или четверо? Несколько недель мы работали без передыху, особенно я и свекровь. Случалось, я заполночь давила педаль машины, с единственной мыслью в усталой голове: завтра отдавать. Свекровь всегда была рядом, готовила мне работу либо завершала ее, а последнее было самым трудным.
В своих мемуарах Мария Павловна очень тепло и с благодарностью вспоминает свекровь. А что же муж?
А муж спустил деньги с продажи изумрудов, потыркался, помыкался и тоже решил "помогать" супруге, устроившись в "Китмир" бухгалтером. Интересно, это наша национальная черта смешивать бизнес и отношения? Та же Шанель, была не совсем посторонним человеком тогда, но чётка соблюдала границы.
Работая для Шанель, мы стали получать заказы от покупателей, желавших иметь повторение вышивок с ее моделей. Нам разрешалось это делать только для иностранных покупателей, распространять копии во Франции мы не имели права.
Вскоре у Марии Павловны появились заказчики из Америки. Тогда же, её "Китмир" сшил первые блузки, а не только изготовил вышивку на готовый товар. "Китмир" рос и развивался. В какой-то момент Мария Павловна решила "выйти из под крыла" Шанель и начать сотрудничество и с другими домами. Её желание развития логично и понятно. Но и негативное отношение Шанель к этому поступку, тоже понятно.
Она сочла меня неблагодарной и не приняла моих самостоятельных планов. Отныне я не допускалась в ее студию, поскольку она боялась, и не скрывала этого, что я могу вникнуть в ее секреты и даже невольно выдать их ее конкурентам.
В 1925 году в Париже проходила Всемирная выставка. Тогда высшую награду за коллекцию платьев получила советский модельер Надежда Ламанова.
Мария Павловна тоже принимала участие в этой выставке.
Об участии в выставке заявила Советская Россия. Узнав об этом, я решила, что и мы, со своей стороны, должны показать, на что способны. Будет справедливо показать, что и в изгнании люди работают, главным образом те, кто прежде не работал, а таких у меня в мастерской было много. Я не пожалела сил и средств, чтобы заполучить место в главном здании и заполнить витрину своими вышивками.
На этой выставке она получила золотую медаль и почётный диплом. Какая символичная выставка получилась. Надежда Ламанова-Каютова была поставщицей Двора Ея Императорского Величества Александры Фёдоровны. После революции её арестовали и только вмешательство Горького спасло Надежде жизнь. Возможно, Надежда шила наряды и для Марии Павловны. И вот одна представляет молодую страну Советов, доказывая, что красота жива в новом государстве. А вторая показывает бывшей родине, что она не никчёмна и тоже умеет трудится. Медаль с этой выставки Мария Павловна назовёт:
Самой сладостной победой