Найти тему
Журнал book24.ru

Я это ты: как мы создаём ролевые модели на основе книжных героев

Оглавление

В течение жизни мы примеряем на себя множество ролей. Какие-то из них связаны с нашими социальными функциями, к примеру, ребёнок, родитель, парнёр, сотрудник или ученик. Однако есть роли, которые мы создаём сами. Они формируются благодаря нашему мировоззрению, окружению и потребляемой информации. Одной из самых популярных основ служит культура, особенно кино и литература.

Иоганн Гете: Фауст

Литературные сюжеты, пожалуй, самые первые сначала отразили существующие социальные роли, а потом начали создавать свои собственные. Со школьных уроков нам известны самые распространённые образы или, как их называют литературоведы, вечные: Прометей, Фауст, Адам и Ева, Галет, Дон Кихот и другие. Все они содержат ёмкую и обобщённую характеристику, которая позволяет отнести человека к тому или иному типу личности. Конечно, не все, кого называют Дон Жуанами ведут себя абсолютно одинаково. В поведении этих людей есть схожие черты, и их проще назвать одним именем, чем пытаться долго объяснять, чем этот человек выделяется.

Мигель де Сервантес: Дон Кихот: роман.

Очевидно, что все современные литературные персонажи основаны на вечных образах античной и классической литературы. Несмотря на это, мы все понимаем, что нормы поведения меняются достаточно быстро, поэтому даже если писатель опирался на своих предшественников, он в любом случае в своей книге отражает актуальные явления современности.

Джордж Байрон: Дон-Жуан: Поэма

При прочтении книги мы почти всегда выделяем любимчиков, героев, с которыми мы хотим ассоциировать себя или своих знакомых. Это не всегда происходит специально, просто мы видим похожие привычки и манеры, и нам становится приятно, что мы похожи на симпатичного персонажа. Дальше дело за малым – сделать этот образ вечным, если не в рамках мировой литературы, то хотя бы в рамках современной поп-культуры. Интернет самый лучший помощник в этом деле. Сообщества по интересам и хештеги помогают людям объединяться и делиться идеями. Это помогает распространяться определённым образам, и делает их популярными.