Найти тему
Фронтир и Дикий Запад

Мед и олени. Как американские поселенцы в прямом смысле слова делали деньги

Изложенные ниже воспоминания напомнили мне симуляторы экономики, где в самом начале игроку предстоит добывать простейшие ресурсы - дерево, дичь, рыбу и т.д., но постепенно идиллическо-дикая местность покрывается фермами, рудниками, заводами и дорогами и прочим антуражем цивилизации.

“Когда в 1844 году мой отец перевез семью на юго-запад Миссури (округ Озарк на границе с Арканзасом), пчелиный воск, шкуры и меха были практически единственными деньгами, используемыми в данной местности. Я помню, как вскоре после нашего переезда. один джентльмен пришел в дом моего отца и попросил продать ему лошадь, за что пообещал расплатится воском и шкурками, а поскольку я всю сознательную жизнь прожил в Иллинойсе и знал только бумажные доллары, я спросил отца, что это за деньги такие –«шкурки». Батя рассмеялся и сказал: "Ну, сынок, это вовсе не деньги, а оленьи шкуры". В том месте, и в то время, человек не задумывался о том, чтобы приобрести лошадь или упряжку волов, или взять в долг любую другую обычную вещь под обещание расплатиться через месяц воском и шкурами.

Основная масса первопоселенцев состояла из фермеров и ремесленников. Среди последних было достаточно бондарей, делавших большие бочки на продажу, и у людей был выбор - есть мед свежим или, после отделения меда от воска, хранить в бочках. Я видел громадные бочки, целиком заполненные засахаренным медом.

Когда люди заключали контракт о поставке пчелиного воска на любое количество единиц тары или фунтов по весу, то они запрягали в повозку либо упряжку волов, либо двух лошадей, грузили на нее лагерное снаряжение и оружие, и отправлялись из обжитого края в то, что тогда называлось "дикой местностью". Прибыв на место, они жгли пчелиный воск, и за короткое время пчелы так крепко привязывались к приманке, что их с трудом удавалось отогнать. Утром охотились на оленей и снимали с них шкуры. Когда олени ложились отдыхать, начинали охоту на пчел и метили деревья с ульями до тех пор, пока олени поднимались с дневки на вечернюю кормежку, тогда снова возобновлялась охота на оленей.

После того, как было найдено и отмечено достаточное количество деревьев с ульями, то на следующее утро выходили на охоту и убивали только крупных оленей, и снимали с них шкуры чулком, так длилось до тех пор, пока не набиралось достаточное количество шкур для хранения меда. Шкуры относили в лагерь и мездрили, а затем делали из них мешки. Для этого у шкуры завязывали узлом передние ноги, потом сворачивали в три слоя участок у шеи и прошивали его с помощью шила и суровых ниток, делая два ряда стежков, и, наконец, завязывали узлом задние ноги и вешали получившийся мешок с помощью крюка на козлах, установленных в повозке.

Иллюстрация «Калифорнийское пчелиное ранчо: охота на диких пчел и пчеловодство», в журнале Harper's Weekly, 1881, худ.  Роберт Б. Ханиман-младший
Иллюстрация «Калифорнийское пчелиное ранчо: охота на диких пчел и пчеловодство», в журнале Harper's Weekly, 1881, худ. Роберт Б. Ханиман-младший

Когда мешки были готовы, брали бадью, пилу и черпак, ехали к пчелиным деревьям, останавливали упряжку на достаточном расстоянии от дерева, чтобы пчелы не жалили животных, спиливали дерево, вычерпывали мед в сотах, клали его в бадью, а когда бадья наполнялась, несли ее к повозке, где, опорожняли бадью в мешки из оленьих шкур, потом ехали к другому дереву и так продолжали пилить деревья и добывать мед, пока все шкуры не были заполнены…

Сборщики не сомневались, что когда они спилят пчелиное дерево в нем будет мед, если в дереве было дупло, то в нем непременно жил пчелиный рой и оно было заполнено медом. Я видел широкие дупла, где соты со сладким тягучим медом заполняли пространство на 8-10 футов (2,5 -3 м.)…Затем сборщики возвращались домой, снимали шкуры с крюков на козлах внутри кузова повозки, вешали их на крючки, приготовленные специально для этой цели в коптильне, и на этом мужская работа заканчивалась.

Теперь наступала очередь женщин. Они отделяли мед от пчелиного воска, переливали мед в подготовленные для этого бочки и бочонки, а пчелиный воск перетапливали в лепешки, готовые к продаже, а мужчины тем временем растягивали и сушили оленьи шкуры.

Как только оленьи шкуры были высушены, а мед отделен от пчелиного воска, они становились местной валютой, которой можно было расплачиваться за покупки, а оленина, иногда, при нужде заменяла хлеб, или становилась главным блюдом, когда другие виды мяса, птицы и дичи надоедали”. Конец отрывка.

Разумеется, что описанное благолепие с обилием меда, оленей и прочей дичи продлилось не больше нескольких лет, первопоселенцам как раз хватило, чтобы встать на ноги и вырастить несколько урожаев на семена, а также скот и птицу на еду и продажу.

Источник - “A History of Southern Missouri and Northern Arkansas”, William Monks, 1907.