Найти в Дзене
Живопись

Камиль Писсарро, Хоакин Соролья, Джон Сарджент: семь садов мировой живописи

Сад... Баланс первозданного и рукотворного. Метафора потерянного рая и символ обретённого благоденствия. Цивилизация, заигрывающая с природой и культура, берущая от окружающего мира самое лучшее.

Одному саду даже удалось стать чудом света. Правда, он не дотянул до наших дней, но так даже интереснее. Драматичнее. Это исполинские пирамиды Египта выгодно смотрятся на фоне собственного возраста. А вот ботаническая коллекция царицы Семирамиды, бывшая уникальной много тысяч лет назад, сегодня смотрелась бы скромно.

Сады всегда вдохновляли живописцев, предоставляя уникальные возможности для творчества и бросая вызовы их техническому мастерству. Одних художников интересовала умиротворяющая аура рукотворного пейзажа, других восхищали причудливые игры света и тени, третьи концентрировались на всевозможных тональных отношениях.

  • Картина «Сад художника в Эраньи» кисти Камиля Писсарро исследует все три упомянутых выше аспекта. Залитый солнечным светом ландшафт утопает во всевозможных оттенках зелёного, являя приятный глазу контраст с бело-голубыми небесами. Цветы играют роль аккуратных тональных акцентов, упорядочивающих ритм композиции и довершающих работу над её оптимистичным, приподнятым настроением. Произведение Писсарро —тот самый случай, когда уютная «садовая тема» перерастает в полноценное пейзажное полотно.
Камиль Писсарро, «Сад художника в Эраньи», около 1898
Камиль Писсарро, «Сад художника в Эраньи», около 1898
  • Британский художник Артур Кремер Джеймс Васс, восхищённый тихими сельскими уголками Южной Германии, пошёл совершенно иным путём. Композицию своего полотна под названием «Садовая комната» он обратил в этакий «природный интерьер», доверив цветущему кустарнику быть стенами импровизированного «помещения». А играющий роль потолка тент, ставшую внутренней наружную стену дома, а также мебель, что расположилась в густых тенях, он изобразил в нарочито сдержанных тонах. Занятная деталь: на упомянутой стене висит картина, чьё содержание невозможно различить. Красивая метафора вторичности рукотворной красоты по сравнению с красотой природы, не правда ли? К тому же вся мизансцена построена с таким расчётом, чтобы притягивать внимание зрителя к роскошным цветам на переднем плане.
Артур Кремер Джеймс Васс, «Садовая комната», около 1926
Артур Кремер Джеймс Васс, «Садовая комната», около 1926
  • Картина «Женщина в кимоно» американского живописца Фредерика Карла Фризеке поможет нам с Вами взглянуть на «садовую тему» под ещё одним интересным углом. Будучи поклонником творчества Пьера-Огюста Ренуара (раннего, «доэнгровского» периода), мистер Фризеке решился довести эстетику творений великого француза до абсолюта. За буйством красок, за цветовыми пятнами и простой геометрией композиции стоит желание автора привлечь внимание к героине полотна. Она и вправду очень аккуратно, но совершенно явно выделяется из геометрической логики картины. Ей достаются самые яркие солнечные лучи, а путь от переднего к заднему плану произведения и обратно никак не минует её доминанты. Пластика её движения не повторяется никаким иным объектом на полотне...
Фредерик Карл Фризеке, «Женщина в кимоно», около 1913
Фредерик Карл Фризеке, «Женщина в кимоно», около 1913

Тема цветущего сада существует для Фризеке лишь постольку, поскольку нужна ему для репрезентации героини. Не более, хотя и не менее. Да, бывает и так.

Из стана убеждённых импрессионистов переносимся в царство costumbrismo, а проще говоря — в мир идеализированных этнографических зарисовок.

  • «Сады Алькасара» — образчик живописи, смыкающейся с графическим дизайном. Пример самостоятельного произведения искусства, служащего, однако, в качестве комментария более широкого замысла. Отсюда — стремление к наглядности, детализации и идеализации. Эту и ей подобные картины мастера многое роднит с театральной декорацией и рекламным проспектом, но в этом не обязательно искать нечто плохое. Тема сада имеет здесь скорее культурно-историческое, нежели художественно-эстетическое наполнение. Стремясь сохранять и популяризировать испанскую культуру, Мануэль Гарсия-и-Родригес создал множество подобных полотен. Некоторые из них стали впоследствии иллюстративным материалом для добротной художественной литературы.
Мануэль Гарсия-и-Родригес, «Сады Алькасара», около 1920-1935
Мануэль Гарсия-и-Родригес, «Сады Алькасара», около 1920-1935

А вот великого Хоакина Соролью-и-Бастиду пышная растительность Пиренейского полуострова приводила в искренний восторг безо всяких там контекстов. На приведённом ниже полотне он старался передать всё великолепие собственного, «домашнего» сада, озарённого ласковым средиземноморским солнцем. Спустя несчётное количество попыток художник наконец-то добился того результата, на который рассчитывал.

  • И «Сад Каса Соролья» стал безусловным шедевром испанской и мировой живописи. К "фирменному" стилю напоённого светом и наполненного загадочными тенями пространства прибавилось изобилие богатых оттенков, восхитительно свежих и постоянно взаимодействующих друг с другом на всех мыслимых планах и в любых направлениях...
Хоакин Соролья-и-Бастида, «Сад Каса Соролья», 1918-1920
Хоакин Соролья-и-Бастида, «Сад Каса Соролья», 1918-1920

Право слово, за всей этой энтропией стилей и направлений можно позабыть о том, что пейзаж имеет право быть просто милым. Что сад — это в первую очередь место отдыха души и глаз. А раз так, то самое время обратиться к картине Уильяма Дидье-Пуже.

  • Его «Залитый солнцем сад» минималистичен, лишён выраженной сюжетной линии и попросту транслирует зрителю то настроение, что владело художником в момент написания полотна. Месье Дидье-Пуже представлял собою тот редкий вид французских живописцев, что подпав под влияние идей импрессионистов, в конечном итоге восприняли их философию, а не технику. «Залитый солнцем сад» — лишь оставленный на полотне момент бытия, неотличимый от многих иных. Лишь впечатление в ряду впечатлений, приглашающее зрителя разделить момент безмятежного созерцания. Всё просто, ясно и мило. Элегия как она есть...
Уильям Дидье-Пуже, «Залитый солнцем сад», около 1953
Уильям Дидье-Пуже, «Залитый солнцем сад», около 1953

Ну а завершить нашу сегодняшнюю беседу о садах и посвящённых им полотнах мы доверяем великому Джону Сингеру Сардженту. И его потрясающей Дафне. О пластичности и насыщенности акварелей этого удивительного мастера, намного опередившего свою эпоху, мы писали не раз. Но всё никак не перестанем удивляться экспрессивной, и в то же время глубоко лиричной манере, в которой художник обращается к зрителю.

Джон Сингер Сарджент, «Дафна», около 1910
Джон Сингер Сарджент, «Дафна», около 1910
  • Здесь Вам и явные отсылки к искусству итальянского Возрождения; и сумрачный саксонский гений, нашептавший мастеру загородить солнечные лучи стволами кипарисов, создав драматичное затенение композиции; и неспокойные очертания и границы объектов и явлений, превратившие идиллический сад тосканской виллы в подобие античного амфитеатра! Сад предстаёт перед нами полноправным участником действа, помогает сформировать настроение полотна и в то же время сигнализирует о том, что все эти символы, отсылки и намёки — лишь игры воображения автора. Просто великолепно.

Автор: Лёля Городная

🎯 Вы прочли статью — спасибо. Вы поставили «палец вверх» — спасибо. Вы написали комментарий автору — спасибо. Вам понравилось, Вы подписались и вернулись вновь на канал, чтобы вместе познавать русскую и мировую живопись — большое спасибо!