Найти в Дзене
Айгуль

Кёсем-султан. Глава 61

Гонец из Старого дворца прибыл поздно вечером, он доложил, что Сафие-султан вновь заболела. Старушка уже несколько раз так "умирала" и "воскресала" , поэтому Кёсем отнеслась к донесению скептически. Однако гонец также передал записку от лекарши, где сообщалось, что Сафие-султан, возможно, не переживет эту ночь.

Кёсем отправилась в Старый дворец, чтобы проститься с госпожой. Сафие-султан тихо лежала на подушках, бледность лица ее говорила о том, что осталось ей недолго. Валиде-султан села на стул у кровати больной.

Сафие-султан, почувствовав движение, приоткрыла глаза и прошептала:

-Пришла?

-Как Вы себя чувствуете?- спросила Кёсем, сама прекрасно понимая, что вопрос звучит глупо, но больше в голову ей ничего не пришло.

Раздалось кряхтенье, госпожа силилась рассмеяться.

-Чувствую себя паршиво, не то, что ты: цветешь и пахнешь. Вот что власть с людьми делает. А ведь я готова была руку отдать на отсечение, что ты никогда не станешь Валиде-султан.

Кёсем покоробило это обращение на "ты", с другой стороны Сафие-султан одной ногой в могиле, и делать ей замечание сейчас неуместно.

-Дам тебе совет напоследок,- продолжила Сафие-султан. -Коли захочешь власть удержать, действуй осторожно, один неверный шаг- и ты все потеряешь. Падение будет болезненным, уж поверь мне. А тебе будет вдвое больней, ведь ты забралась еще выше.

Утомленная длинной речью, Сафие-султан прикрыла глаза, затем попросила воды.

Валиде-султан молча сидела, переваривая услышанное. Через какое-то время она заметила, как безжиненно свесилась рука Сафие-султан. Она позвала лекаршу. Та сообщила о кончине Сафие-султан.

С бабушкой Ахмета отношения у них сразу незаладились, но ,несмотря на это, Кёсем распорядилась организовать пышные похороны, понимая, что со смертью Сафие-султан ушла целая эпоха.

Дочери покойной прибыть на похороны не успели, но на сорок дней приехали. Валиде распорядилась накрыть столы, и после намаза все собрались в главной зале.

Айше, Хюмашах и Фахрийе-султан горько вздыхали, периодически прикладыаая изящные платочки к уголкам глаз. Удивительно, но ни одна из этих династийных дам так и не обзавелась потомством. У старшей Айше когда-то был сын, но его казнил вместе с отцом покойный брат султан Мехмет. После этого султанша еще раз вышла замуж, но так и не смогла родить. Судя по ее скромному виду, она давно уже смирилась со своей участью и мало интересовалась происходящим.

Фахрийе-султан всегда была набожна и не отдавала должного внимания нарядам. Она по-прежнему занималась благотворительностью теперь уже в Бурсе, новом месте их с мужем проживания. Но сколько бы ни молилась госпожа, сколько бы ни жертвовала в благотворительные фонды,- все было напрасно, детей Аллах ей так и не дал.

Хюмашах-султан, похоже, мало заботило отсутствие детей. Она по-прежнему сияла красотой даже в скромном траурном платье.

После похорон она попыталась задеть Кёсем, как и раньше посетовав на плохую кухню дворца и недосмотр за слугами. Однако теперь перед ней предстала не прежняя Кёсем, одна их хасеки, а Валиде-султан.

-Вам не нравится в Топ Капы?- спросила Кёсем. -Я вас здесь не держу.

-Кёсем, не стоит так ...

-Валиде! Валиде-султан! Обращаться ко мне положено только так. Госпожа, вы ,кажется, забылись, все изменилось, теперь я официальный регент государства. Это мой дворец, моя империя! В следующий раз за непочтительность ко мне отправлю в ссылку!

Хюмашах вздрогнула и извинилась, наконец, осознав, чем может грозить ей неподобающее поведение.

Тетушки не стали долго задерживаться в Топ Капы и покинули столицу при первой же возможности.

***

Стояло жаркое лето. Валиде-султан позволила себе дневной сон, в кои-то веки ее никто не беспокоил. После сна она спокойно попивала кофе, когда пришел Хаджи-ага и сообщил, что у ворот дворца стоит Фатьма-султан.

-Фатьма? Она посмела вернуться из ссылки без моего разрешения?

-Э, нет, Валиде, не мать шехзаде Баязида, а Фатьма-султан, ваша дочь.

-У меня нет такой дочери, Хаджи-ага. Прогони ее!

-Валиде, она с ребенком на руках.

Сердце ее дрогнуло, но совсем ненадолго.

-Я же сказала прогнать ее.

Евнух еще немного помешкался, но Валиде решения не изменила. С тяжелым сердцем он отправился выполнять приказ.

Через некоторое время он вернулся.

-Валиде-султан, простите, но она не уходит. Требует разговора с вами.

-А стражники на что?

-Валиде, она угрожает, что если Вы не примите ее, то она отправится в ваш благотворительный центр и будет всем и каждому рассказывать, что она ваша дочь.

-Вот негодная! Ладно, я приму ее, пока она окончательно нас не опозорила. Только не здесь, а в саду. Проведи ее так, чтобы никто не видел, и стражу заставь молчать.

Хаджи-ага быстро убежал, Кёсем же отправилась в сад, на этот раз без всей своей свиты.

Одного взгляда на дочь Валиде было достаточно, чтобы понять: Фатьма пришла просить. Полинявшее платье болталось на ней, так как девушка заметно похудела, черты лица заострились. Через плечо у нее была повязана ткань, в которой, словно в люльке, спал ребенок.

-После всего, что натворила, ты еще угрожать мне осмеливаешься?- грозно спросила Валиде.

У Фатьмы сердце ушло в пятки от такого тона, но она все же подняла голову и посмотрела матери в глаза. Она намерена идти до конца, ибо терять было нечего.

После визита к ней шехзаде Баязида все у них вроде бы наладилось. Хасан устроился на еще одну работу, денег хватало пусть не на роскошную, но вполне сытую жизнь.

Фатьма родила прекрасную девочку, которую назвала в честь матери Махпейкер. Муж не стал возражать, свою мать он почти не помнил.

К счатью, молока у нее было достаточно, поэтому сытый ребенок почти не доставлял ей проблем.

Но пришла беда: заболел Хасан. Пришлось вызвать лекаря, заплатив ему приличную сумму. Но его рекомендации и настойки никакого толку не приносили, Хасан по-прежнему страшно кашлял, а жар проходил лишь на время.

Все их скудные сбережения быстро закончились, включая золото, оставленное Баязидом. Фатьма даже продала все свои драгоценности, но и этого хватило ненадолго.

Когда в закромах не осталось даже крошки, Фатьма решилась просить помощи у родственников.

Поставив рядом с Хасаном кувшин с водой, Фатьма надела свое лучшее платье, подхватила дочку и пешком отправилась к Айше.

Но сестра отказалась принять ее, она даже не вышла к ней, а через слуг передала, что не желает ее видеть.

Уставшая Фатьма прибыла в Старый дворец, но узнала, что Сафие-султан умерла, а других султанш во дворце не было.

Тетушка ее отца Фахрийе-султан перехала в Бурсу, а идти к Ханзаде- только время терять. Дочерей Кёсем она презирала и ей станет помогать в последнюю очередь.

Отчаявшись, Фатьма все же решилась прийти в Топ Капы. От одной только мысли, что ей придется встретиться с Валиде, ее бросало то в жар, то в холод. Но живот уже сводит от голода, дочка скоро проснется и тоже потребует молока, а в доме лежит больной Хасан. Переступив через гордость, Фатьма поплелась в Топ Капы.

Продолжение следует ...

Чтобы не пропустить продолжение, подписывайтесь на мой канал