Найти в Дзене
Нео-Буддист

Будь как будда, или песня Бутусова про китайскую молодёжь

В 2008 году вышел в свет сольный альбом Вячеслава «Модель для сборки». Одна из примечательных песенок в нём называется «Будь как Будда». Вот её текст в отредактированном для чтения виде:

Много слов, а столько непонятно,

Много снов не вернуть обратно.

Много дней никого нет рядом,

И ты как тень, прячешься от взглядов.

Я слышал, нам некуда бежать.

Я знаю, нам не время умирать.

Лучше не плачь, не думай ни о чем,

Будь как Будда,

Смотри на меня, и ты увидишь сон,

Это нетрудно.

Этой любви всё больше с каждым днем,

С каждым утром,

Просто не плачь, не думай ни о чем,

Будь как Будда.

Содержание, настроение и особенно рефрен этой песни выглядят очень актуальным отражением современной молодёжной субкультуры в Китайской Народной Республике. То есть, 15 лет назад Бутусову было уже под 50, но он пребывал примерно в том же заблуждении относительно буддизма, что и современные молодые китайцы.

Весьма распространённой молодёжной субкультурой в современном Китае стало явление, носящее название «фуо-си» (佛系), что значит «как будда». Отличительным признаком этой субкультуры является апатичное настроение, отсутствие деловых и социальных амбиций, стремление к приятному времяпрепровождению — в общем, то, что в нашем разговорном наречии объёмно называется пофигизм. Профессор Фан Сюань (XUAN Fang 宣方), хорошо известный в китайских академических кругах, в интервью порталу BuddhistDoor.net объяснил, что это понятие вышло на широкий простор примерно с 2017 года и уже стало своего рода насмешливым ярлыком для обозначения молодых людей, чьё отношение к жизни выражается в словах «всё это неважно», «полюбому норм» и «да мне пофиг» (“It doesn’t matter!”, “Any way is ok” or “Whatever…”). Такая позиция у кого-то вызывает раздражение, но многим она симпатична.

При этом сами представители этой субкультуры весьма поверхностно знакомы с буддизмом и воспринимают его в основном как нечто аморфно-расслабленное и бездеятельно-миролюбивое. Впрочем, отмечает профессор, знакомство с буддизмом лишь по его представлению в поп-культуре характерно в общем всей китайской молодёжи. В их школьных учебниках буддизм, наряду с другими религиями, объясняется как набор суеверий и «опиум для народа», а в семьях они чаще всего видят подтверждение этому: их родители — циничные материалисты, а бабушки-дедушки не более чем суеверны.

Ещё одна характерная особенность этой молодёжной субкультуры – в основном это дети из семей «новых китайцев», устремившихся к материальным благам после запуска в Китае новой экономической политики в 80-е годы. Именно тогда во многих городских семьях родители ограничились одним ребёнком, а как показывают исследования, именно единственные дети в семьях наименее склонны к проявлению агрессии по отношению к другим. Всего один ребёнок в семье позволил циничным и амбициозным родителям существенно повысить уровень своего благосостояния. Однако дети, выращенные предприимчивыми материалистами в ранее невиданном для простых китайцев достатке, отказываются перенимать их хищные принципы, что и выражается в «новых ценностях» субкультуры фуо-си, главной чертой которой является отказ от участия «крысиных бегах» взрослых.

Профессор Сюань указывает также, что популярность этой субкультуры является симптомом того социального давления, в котором живут нынешние молодые люди — с одной стороны правительственный национализм навязывает им патриотический энтузиазм, а с другой капиталистическая культура «новых китайцев» проповедует карьерные амбиции и иллюзии «успешного успеха». В результате многие молодые горожане предпочитают всему этому субкультуру «тихого ухода» (quiet quitting – термин, актуальный и для современной западной молодёжи). Также в это течение вливаются и те молодые люди, что приезжают в большие города из провинции и сталкиваются с жёсткой конкуренцией за материальные блага, погоня за которыми стала настоящей новой религией их родителей.

Однако, хотя Сам Будда, действительно, учил тому, что только отстранённость от мирской суеты является надёжным средством развития философского ума, или «освобождения ума», если использовать более точный буддийский термин, движение нового китайского пофигизма фуо-си, делая первый шаг в сторону от мирской суеты, не делает второго — самого важного — шага в направлении осмысления и переосмысления своей жизни. Уходя от суетливого и жестоко мира, те, кто пытаются быть «как будда», не выходят на новый путь жизни. Закрывая глаза под приятную музыку в наушниках, они пытаются просто выключить злой внешний мир, хотя бы на какое-то время. Впрочем…

Есть хорошо известная фраза Будды из Дхаммапады «делай доброе, избегай злого, очищай свой разум — так учат все будды». Во многих суттах Будда говорит, что прекратить делать нечто плохое — первый шаг на правильном пути.

Прекращение — это вообще одна из важных тем в буддийском учении, причём довольно тонкая, непростая тема. Нам нужно хорошо понимать, что все наши действия порождают последствия. Не имея правильного знания, которое называется арьяджняна, действуя без ясного понимания того, как устроен этот мир, пребывая в ошибочных представлениях о мире и руководствуясь лишь своей эгоистической установкой, мы едва ли можем совершать правильные с буддийской точки зрения поступки. Однако, даже не обладая правильным знанием, мы всё же способны осознать, что те или иные поступки явно ведут к плохим, неблагоприятным последствиям. Поэтому отказ от плохого поступка — это тоже поступок. Хороший поступок состоит уже в том, что ты отказываешься совершить нечто плохое. Такое бездействие с буддийской точки зрения является спасительным действием. Порой с этого и начинается Путь прекращения страданий.

(понравился текст? подпишись)

Буддизм
2093 интересуются