Не мало сказано о "приключениях" сына Дмитрия Донского в степях Причерноморья, Молдавии и в Литве. Но такой ли правдивой на самом деле является эта история.
В 1382-м году Тохтамыш занял и разорил Москву. В обмен на получение ярлыка Дмитрий Донской был вынужден отдать заложником в Орду сына Василия, которому в то время было 11 лет. Видимо он провел в Орде не очень хорошие мгновения, которые навсегда наложили на него отпечаток смирения.
Официально считается, что Василий не оказался сломленным в этом плену, но наоборот проявил чудеса храбрости, мужества, а также хитрости и изворотливости. Какие-то не сочетаемые качества. Если ты смел и храбр, то не пойдешь на изворотливость и наоборот.
По одним данным Василий Дмитриевич бежит из Орды в 1386-м году. В летописи об этом сказано так:
"В Филиппово говение, в Юрьев день, побежал из Орды от Тохтамыша князь Василий, сын князя Великого Дмитрия".
Историография считает, что Василий оказался очень умным и хитрым малым. Он не бежал напрямик домой, а наоборот направился в сторону Кавказа, потом повернул в Крым и в итоге достиг Молдавского княжества, где его приютил Петр Мушата. После этого он направился в Литву.
А там он как раз подоспел под разбор полетов между Ягайлом и Витовтом, который был этому несказанно рад. Дочь Витовта созрела уже, а тут сам сын Донского удачно из плена сбежал. В противовес Ягайло Витовт решил утроить династический союз с Московским княжеством. Вроде как даже обручение между Софьей Витовтовной и Василием Дмитриевичем состоялось в Литве.
Впрочем, брак был заключен уже после смерти Дмитрия Донского, то ли в 1391-м, то ли в 1392-м году.
Из Молдавии Василий добирался домой целых два года. В 1387-м году митрополит Киприан, который "удачно" ехал из Константинополя, взял беглеца с собой в Литву. Именно он уговорил Витовта в противовес планам Ягайло заключить союз с Москвой. Скорее всего, легенда о великой любви между Василием и дочерью Витовта Софьей была сочинена. Василий по ходу сидел в Молдавии и думал как бы быстрее в Москву добраться, но при этом не собирался заводить дружбу с Литвой.
Митрополит Киприан был проводником западной литовской политики. Его участие в делах Василия является само по себе странным и подозрительным. Именно Киприан 23 июня 1378-го года предал Дмитрия Донского анафеме. Значит папу предал анафеме, а сыну помогает. Ну а теперь разберем всю эту историю подробней.
В плену помимо Василия находилось еще несколько заложников, сыновей других русских князей. Наследник Донского бежал из плена осенью 1385-го года (по некоторым данным) почти одновременно с Василием Кирдяпой, только тот бежал в другом направлении, что видимо и отвлекло татарскую погоню от Василия. Кто ему посоветовал, неизвестно. Но это не самое главное. Является невероятным, чтобы Василий в одиночку совершил такое путешествие и без помощников. А сам проезд по степям, которые контролировались татарами, чего стоил? Или он пробирался ночами? Существует предположение, что у Василия и его таинственных спутников были специальные пропуски - пайзы, которые давали возможность проезда и даже содействия тартарских властей, вплоть до получения сменных лошадей. Со стороны это выглядит полным кидком хана. Мало того, что пленник сбежал, да еще и воспользовался системой тартарских ямов на территории Тартарии.
Как следует из летописи:
"Того же лета (1386) прибеже сын князя великого Дмитриев Ивановича князь Василии в Подольскую землю в Великыя Волохы к Петру воеводе".
Это не нынешняя Молдавия, а историческая область в Румынии, называвшаяся Молдавским княжеством. Получается, Василию пришлось преодолеть намного больше тысяче километров пути. Однако долго же он добирался. Но идем далее.
Кто-то думает, что Василий прямо таки самостоятельно решал вопросы династического союза в Литве. Его, по сути, там удерживали в "мягком" плену до тех пор, пока Дмитрий Донской не согласился на будущий брак Василия на дочери князя Витовта. Поэтому когда говорят, что Василий был и храбр и одновременно хитер, это не есть полная правда. За него все решали другие. В Литву его, по сути, заманил Киприан, чтобы получить возможность крутить русским княжичем, так как нужно было Витовту. А из последующих событий в жизни Василия будет как раз следовать, что плен на него наложил очень сильный отпечаток в сторону покорности.
Чтобы скорее заключить союз с Москвой Киприан вместе с Витовтом как лиса мутил и плел свои сети. Из официальной истории известно, что Дмитрий Донской послал своих бояр в Полотскую землю. Ну и что же? Договоренность была достигнута, якобы зимой 1386-го -1387-го годов, а в январе 1387-го года Василий был в сопровождении ляхов и литовцев препровожден в Москву.
Никакой удачей этот союз назвать нельзя. Здесь по факту было принуждение к его заключению. А по сути - шантаж. Этот союз потом еще не раз аукнется в истории Северо-Восточной Руси.
Если кто-то думает, что Дмитрий просто так согласился в реальности на этот брак сына, то вряд ли. С Софьей на Русь прибыли бы и литовцы с ляхами, а зачем такое непотребство нужно было Дмитрию? Тем более, что Софочка была дюже как энергичной дамой, в отличие от Васи. Дмитрий точно не желал союза с Литвой.
Судите сами, если в январе 1387-го года Василий приехал домой, то что мешало на следующий год устроить свадебный пир? Дмитрий умер только в 1389-м году. Уж не отравили ли его, "вовремя"?
Полагаю и общество московское тоже не жаждало появления здесь "литовской" партии. Брак был заключен через два или даже три года после смерти Донского. Это хоть и косвенные доказательства, но они в совокупности подтверждают, что Василий вступал в брак с Софьей Витовтовной не совсем по своей воле.