Например, мало кто знает, что сам Адольф Гитлер неоднократно говорил об исламе с огромной симпатией и не раз сожалел, что не родился мусульманином. Чего стоят только его следующие слова – «Мы вообще имеем несчастье принадлежать к ошибочной религии ... Мусульманская религия была бы для нас более подходящей, чем христианство с его терпимостью» [А. Шпеер «Воспоминание», 1969].
Особо хочу отметить, что среди всех мусульманских народов Гитлер с особым уважением относился именно к тюркским народам - «Настоящие тюркские народы являются мусульманами... Единственно кому я могу доверять - это чистым мусульманам, настоящим тюркским народам» [Даллин А. Немецкое правление в Ратленде. 1941-1945 гг. Исследование оккупационной политики. - Дюссельдорф, 1958 год].
Причем уважительное отношение властей Третьего Рейха к исламу началось не после начала войны с Советским Союзом, а намного раньше. Еще в 1933 г. ряд высокопоставленных германских чиновников установливает контакт с авторитетным исламским деятелем, муфтием Иерусалима - Амином аль-Хуссейни, родным племянником которого был будущий лидер Палестины Ясер Арафат.
После начала войны против Советского Союза сближение Третьего Рейха с исламом только усилилось.
В конце 1941 года посол Германии в Каире Эберхард фон Шторер разрабатывает специальную «Исламскую программу рейха», согласно которой предполагалось усилить связи с наиболее авторитетными исламскими религиозными деятелями и способствовать свободной пропаганде мусульманских ценностей. Главным штабом исламской программы рейха стал Берлинский Исламский Институт, который был открыт 18 декабря 1942 года.
Сегодня нам любят говорить о том, что почти все советские солдаты и офицеры, которые перешли на сторону Германии и сражались против Советской армии, якобы сделали это предательство только для того, чтобы избежать мучительной жизни в концлагерях.
Да, возможно среди перебежчиков были и такие, но это вряд ли можно отнести к тем советским солдатам и офицерам, которые были выходцами из мусульманских народов Советского Союза.
В условиях, когда Советская власть почти полностью запретила деятельность исламской веры на территории всего СССР, когда преследовались и уничтожались мусульманские служители, когда воинствующий атеизм практически разгромил систему мусульманского воспитания и образования, в Германии все было практически наоборот.
Например, от нас скрывают, что согласно Положению о местных вспомогательных формированиях на Востоке, изданном в августе 1942 г., - мусульманские воинские части признавались «равноправными союзниками, сражающимися плечом к плечу с германскими солдатами против большевизма» [Хоффманн Дж. Восточные легионы 1941-1943 гг.: туркотатары, кавказцы и поволжцы в немецкой армии. - Фрибур, 1976]. а представители славянских и других народов, которые также переходили на сторону Германии, согласно этому Положению должны были использоваться лишь в составе антипартизанских, охранных, транспортных и хозяйственных частей вермахта, т.е. стояли ниже мусульманских подразделений.
Однако и это не все.
Всем солдатам и офицерам мусульманских частей было разрешено выполнение намаза пять раз в день, при этом, во время намаза, они освобождались от военных обязанностей. По пятницам служба в мусульманских частях заканчивалась в 16 часов. Даже время в мусульманских частях рассчитывалось по исламскому календарю.
Военнослужащие могли держать уразу, а в пище полностью запрещалось добавление свинины. Были определены и правила захоронения погибших мусульман.
Практически в каждой мусульманской части существовал своеобразный фонд, куда любой желающий солдат или офицер мог вносить саадаку на организацию религиозных праздников и других мероприятий.
В конце 1944 г. был издан миниатюрный Коран для мусульманских легионеров вермахта, который носили в специальных жестяных коробочках в нагрудных карманах [Хоффманн Дж. Восточные легионы 1941-1943 гг.].
В каждой роте в каждом батальоне мусульманских военных частей был свой мулла, которые иногда были одновременно и командирами.
Муллы готовились в специальной школе под названием «Муллашуле», где преподавателями работали такие известные мусульманские деятели, как А. Авторханов, Н. Эмиров, Н. Абдуллаев, Т. Яндиев, Амин аль-Хуссейни. Очень часто в школу приезжал со своими лекциями внук легендарного Шамиля - Сайд Бей Шамиль.
В школе «Муллашуле» слушатели знакомились с основами теории и истории ислама, изучали Коран и биографию Мухаммеда с.а.с. После окончания школы муллы сдавали экзамены и получали особую чалму с серебряным или золотым полумесяцем. Не менее одного раза в год муллы повышали свою квалификацию на специальных курсах при Геттингенском университете. Руководили этими курсами - профессор Бертольд Шпулер, литовский муфтий Якуб Шинкевич и обер-мулла Туркестанского национального комитета Иноятов.
26 ноября 1944 г. в Дрездене торжественно была открыта вторая школа для подготовки мулл, руководителем которой стал Алимжан Идриси. На открытии школы выступил бригадефюрер СС Вальтер Шелленберг, который назвал ислам «важнейшим бастионом против национального и культурного обезличивания восточных тюрков, против инфекции большевизма».
Еще одним мифом, который придумали советские историки, - это миф о том, что якобы немецкие офицеры пренебрежительно относились к мусульманам. Этот миф полностью опровергается уже словами командующего группой армий «А» генерала Эвальда фон Клейста, который издал приказ «всем офицерам вермахта уважительно относиться к мусульманам». Аналогичный приказ издал 20 ноября 1941 года другой немецкий военачальник - генерал Эрих фон Манштейн. В этом приказе генерал требовал «истребить еврейско-большевистскую систему раз и навсегда… и уважать религиозные традиции магометанских татар».
Даже сам влиятельный шеф Главного Управления имперской безопасности Рейнхард Гейдрих издает 12 сентября 1941 г. директиву, по которой требовал не путать мусульман с евреями. Гейдрих говорил - «Обрезание и внешность, схожая с еврейской, не являются достаточным доказательством еврейского происхождения».
Почти во всех захваченных территориях мусульманских народов, как тот же Крым или Кавказ, немецкие власти массово восстанавливали мечети, разрешали открывать медресе. Например, только в одной Кабардино-Балкарии в каждом селе было открыто по 2-3 мечети [ГАРФ, ф. 6991, он. 3, д. 23, л. 3]. В Литве был даже восстановлен муфтият, который возглавил Якуб Шинкевич. Обсуждалось создание Крымского муфтията.
Причем при всех органах немецкой власти были открыты «мусульманские комитеты», имевшие право совещательного органа. Эти мусульманские комитеты выпускали мусульманские газеты и журналы, создавали мусульманские радиостанции (В Ставрополе была организована работа мусульманской радиостанции «Голос Кавказа» и газета «Пятигорское эхо», которые вели свою деятельность на языках народов Кавказа).
Например, в 1942 году власти Третьего Рейха организовали даже масштабное празднование рамазана. А в мае 1943 г. министр по делам оккупированных территорий Альфред Розенберг издает приказ - «В оккупированных областях освободить всех мусульманских работников в следующие праздничные дни: Маулюд, Рамазан и Курбан (19 марта, 1 октября и 8 декабря)».
И, конечно же, в таких условиях возникает вполне логичный вопрос – А почему власти Третьего Рейха относились к мусульманам с таким большим уважением? Советские пропагандоны объясняли это якобы нехваткой солдат в немецкой армии. Однако если учитывать тот факт, что близкие связи с мусульманами стали налаживаться еще в 1933 году, т.е. практически сразу же после прихода партии Гитлера к власти, то данный советский аргумент становится бессмысленным.
На самом деле руководство Третьего Рейха, в том числе и сам Гитлер, еще в годы Первой мировой войны лично увидели отвагу и мужество мусульманских солдат. И именно с того времени у них сложилось твердое мнение о том, что «ислам делает солдат сильнее».
Также следует учесть и тот факт, что такое уважительное отношение к исламу существовало в Германии всегда. Еще император Вильгельм II в 1898 году выступил на могиле Саладина, провозгласив себя «другом 300 миллионов магометан» всего мира.
Таким образом, все вышеуказанное показывает и доказывает одно – «Советские мусульмане массово переходили на сторону Германии не потому, что поддерживали фашизм или нацизм. Главной причиной их перехода на сторону немецкой армии была политика Советской власти, приведшая к фактическому уничтожению ислама на территории Советского Союза. Веками поклонявшиеся Аллаху народы стали насильно подвергаться превращению в атеистов. Богатейшая исламская культура и ценнейшее мусульманская система воспитания, которая тысячелетиями господствовала на Кавказе, в Крыму, в Центральной Азии, была запрещена и провозглашена вредной». И, конечно же, мусульмане, которые не хотели с этим смириться, стали искать союзника в борьбе против Советской власти атеистов. И когда в 1941 году началась война СССР и Германии, мусульмане стали переходить на сторону Германии. Тем более, что руководство Германии создало для мусульман все условия для свободного проповедывания своей традиционной религии предков – ислама.
И, конечно же тут появляется вопрос – Почему большинство советских мусульман все же отказалось поддержать Германию?
Советские историки объясняли неудачу Германии тем, что якобы советские мусульмане не поддались на пропаганду Третьего Рейха, так как любили Советскую Родину и оставались верны своей присяге.
Я же считаю, что основными причинами провала немецкого плана привлечь на свою сторону советских мусульман стали следующие обстоятельства:
Во-первых, непонимание немецким руководством менталитета мусульманских народов. Немецкие солдаты и офицеры продолжали смотреть на мусульман как на «бывших военнопленных» и «советских граждан», которым нельзя доверять полностью. Властям так и не удалось сломать такое отношение немцев к мусульманам;
Во-вторых, это отсутствие подготовленных военных кадров для службы в мусульманских легионах. Немецких офицеров просто назначали в легионы даже не интересуясь – имеют ли они какие-то знания по исламу или нет. Если бы мусульманскими легионами командовали бы свои офицеры, то качество службы было бы другим.
В-третьих, немецкое командование все время ограничивалось только двоякими, не четкими обещаниями лидерам мусульман. И это давало повод для сомнений лидерам советских мусульман, которые опасались, что вместо советского хозяина у них появится нацистский хозяин.
И последнее. Третьему Рейху так и не удалось обеспечить единство мусульманских народов. Все мусульманские легионы формировались из представителей только одной национальности, что приводило даже к конфликтам.
Вот эти четыре обстоятельства и привели к неэффективному союзу советских мусульман и Германии. Но все же переход некоторой части советских мусульман на сторону Германии привел к изменению советской политики. Сталин и его соратники поняли, что если немедленно не начать реформы хотя бы по постепенному восстановлению ислама, то ситуация может ухудшиться.
Вскоре в СССР снова стали открываться мечети. Было остановлено преследование мусульманского духовенства. Всех имамов и мулл объединили в четыре управления, которые контролировались советскими и партийными органами. Для подготовки имамов были снова восстановлены Бухарское и Ташкентское медресе. Был разрешен добровольный сбор зякета, а сборщикам зякета стали предоставлять помещения в советских складах и зданиях.
В мае 1942 года в Уфе был созван мажилис гулямов, т.е. расширенное совещание исламских руководителей, который призвал мусульман поддержать борьбу против Германии. Причем призыв гулямов одновременно вышел на татарском, казахском, узбекском, таджикском, туркменском и киргизском языках. Это было первым примером в советской истории, когда официальный документ вышел не на русском, а на других языках.
В 1944 году снова был разрешен хадж. А 26 февраля 1945 года выходит закон, освобождавший имамов и мулл от службы в советской армии. Кроме того, имамы и муллы были освобождены от поставок мяса и яиц, мечети и медресе освободили от уплаты налогов.
Таким образом, массовый переход мусульман на сторону Германии действительно испугал Советских руководителей, которые наглядно увидели всю мощь мусульманских воинов и быстро поменяли свое отношение к исламу.
И хотя позже, после Победы, преследование мусульман снова возобновилось, но все же на полный запрет ислама и широкие репрессии против имамов уже не появились. И это заслуга тех 200 000 советских мусульман, тех мусульманских батальонов, которые ценой своей жизни показали Советскому руководству – на что готовы мусульмане ради сохранения и защиты ислама.