Найти тему
Живопись

Художник Джозеф Мэллорд Уильям Тёрнер

Отказавшись от классической линейной перспективы, правившей миром изобразительного искусства со времён итальянского Ренессанса, Поль Сезанн продемонстрировал зрителю новый способ обращения с пространством. Наделив последнее свойством перцептивности — сделал его объектом индивидуального восприятия. Ввёл момент психологизма туда, где раньше правила бал строгая геометрия. Чем подарил своим полотнам новую глубину эмоциональной достоверности. Ибо воспринимать окружающую действительность с холодной точностью — удел машины. Человеческий же разум всегда имеет свои чувственные приоритеты. Сегодня об этом факте официально заявляет наука. Во времена Сезанна об этом можно было лишь догадываться.

Но вот что интересно, дорогой читатель: один британский художник настолько опередил своё время, что отказался от работы с линейной перспективой на доброе столетие раньше Сезанна...

Джозеф Мэллорд Уильям Тернер, «Рыбаки в море», 1796
Джозеф Мэллорд Уильям Тернер, «Рыбаки в море», 1796

Великий Моне, один из отцов-основателей импрессионизма, буквально «рисовал свет». Исследовал его во всевозможных погодных условиях, в разное время суток и в различных климатических зонах. Искал, создавал и воспроизводил все мыслимые эффекты освещения, стремясь постичь многочисленные тонкости взаимодействия солнечных лучей и воздушной стихии.

Но в этом стремлении он не был первым. Один британский художник начал «рисовать свет» задолго до того, как в мир живописи явился Его Величество Импрессионизм...

Джозеф Мэллорд Уильям Тернер, «Рыбная ловля в заливе Блит-Сенд во время прилива»
Джозеф Мэллорд Уильям Тернер, «Рыбная ловля в заливе Блит-Сенд во время прилива»

В конце сороковых годов прошлого века европейское изобразительное искусство познакомилось с адептами абстрактного экспрессионизма. Для таких художников наибольшее значение имел сам творческий процесс, а не его результат. Однако, Джексон Поллок и компания не были первыми большими художниками, решившими поставить во главу угла обращение к собственному подсознанию. Поскольку один британский живописец, живший лет за 150 до того, на пике своей карьеры также отринул реалистичную манеру письма и принялся самовыражаться при помощи хаотичного мазка, наносимого как кистью, так и пальцами рук. Порою он превращал значительную часть композиции в почти что монохромное пространство расплывчатых очертаний, чем на добрых полтора века предвосхищая рождение живописи «цветового поля»...

Джозеф Уильям Мэллорд Тёрнер, «Пожар в здании лондонского парламента»
Джозеф Уильям Мэллорд Тёрнер, «Пожар в здании лондонского парламента»

Того британского мастера звали Джозеф Мэллорд Уильям Тёрнер. По сей день он остаётся одной из самых удивительных, загадочных и противоречивых фигур в истории европейского изобразительного искусства. Обожаемый и гонимый, дерзкий и глубокий, опередивший своё время и актуальный по сегодняшний день, именно он станет первым мастером в новом цикле «игры по каталогам» канала «Живопись». Вы знаете правила, дорогой читатель. Просто напишите нам число от 1 до 532 — и мы с Вами станем вместе любоваться творениями гениального сумасброда Уильяма Тёрнера! До встречи в комментариях и приятного просмотра.

Автор: Лёля Городная

🎯 Вы прочли статью — спасибо. Вы поставили «палец вверх» — спасибо. Вы написали комментарий автору — спасибо. Вам понравилось, Вы подписались и вернулись вновь на канал, чтобы вместе познавать русскую и мировую живопись — большое спасибо!