Найти тему
МЕСТА, НЕ СТОЛЬ ОТДАЛЁННЫЕ

О прыжках в воду с атомной миной между ног

Если углубиться в тему, то в 50-60-х годах к применению атомного оружия относились гораздо проще, нежели в более позднее время.

Взять хотя бы безоткатное орудие Дэви Крокетт, стрелявшее боеприпасами от 10 до 20 тонн тротила в эквиваленте на дальность от 2 до 4 км. Минимально безопасной для расчёта орудия считалась дистанция в 700-800 метров

-2

Вот, как написано под снимком, представители правительства США любовно осматривают этот боеприпас:

-3

Если чуть-чуть отвлечься, то и сам Дэви Крокетт был конгрессменом,

-4

а ещё охотником, разведчиком и офицером. Рассказывали, что на 40 метров он попадал из мушкета в лезвие топора так, что свинцовая пуля разрезалась на две части. Погиб во время войны за независимость Техаса от Мексики, после получения каковой независимости Техас быстро вошёл в состав США. Это вам не Донбасс, это другое...

Боеприпасы Special Atomic Demolition Munition (SADM) были созданы на базе боеприпасов для этих базук. Могли применяться как на суше, так и на море. Производство B54 Mod 1 SADM началось в августе 1964 года. Устройство было 305 мм в диаметре, 457 мм в длину и весило 26,5 кг. Оно включало в себя боеголовку, взрыватель и систему запуска с механическим таймером, ферроэлектрическую систему запуска и герметичный корпус. Корпус был изготовлен из алюминиевых штамповок и формованного стеклопластика, а между боевой частью и корпусом использовалась пенорезиновая изоляция.

-5

Производство B54 Mod 2 началось в июне 1965 года. Оружие было того же размера, что и предыдущие модификации, но теперь весило 32 кг. Мощность взрыва варьировалась от 10 до 1000 тонн тротила.

Группы "морских котиков" и сухопутного спецназа прошли соответствующую подготовку. Вся программа называлась "Зелёный свет". Но не все были готовы, как нынче говорится, "подписаться" на это. Командир одной из групп Дэвис, в то время капитан,

-6

вспоминал: «Конечно, все были бы добровольцами. Это не было проблемой, мы сделаем это, потому что, эй, это было здорово. Это было изящно, и я хотел узнать об этом». Но когда член команды Green Light Кен Рихтер начал проводить собеседования с потенциальными кандидатами, по его словам, не все были так восторженны: «У меня было много людей, с которыми я проводил собеседования для нашей команды. Как только они узнали, в чем заключается миссия, они сказали: «Нет, спасибо. Я лучше вернусь во Вьетнам».

Если кто до сих пор не понял, эти атомные боеприпасы надо было таскать на спине, прыгать с ними с самолёта, нырять в море, съезжать с такой игрушкой за плечами на лыжах с горных склонов. Сам Рихтер позже говорил: «Я думаю, что моей первой реакцией было то, что я не поверил этому. Потому что все, что я видел до этого, включая атомные бомбардировки в конце Второй мировой войны, показывало - это огромное оружие. И мы собирались положить его на спину и нести? Я думал, они шутят».

Для ядерного оружия бомба была компактной и легкой, но с точки зрения пехотного снаряжения она все еще была тяжелой и неуклюжей

-7

Дэн Доусон, инженер ADM, вспоминает, как трудно было бегать с ядерным оружием в рюкзаке. Во время учений его подразделение смоделировало задание по взрыву железнодорожного туннеля, но обнаружило, что перемещать SADM по открытому участку было сложно. «Чтобы в спешке переправить переносчика через эту открытую местность, двое из нас, по одному с каждой стороны, должны были поддерживать его под руки и нестись с ним через эту открытую местность. Вы могли нести это, но не могли бегать с этим».

На море казалось бы проще - диверсанты сбрасывались на парашютах

-8

или с быстроходных катеров

-9
-10

Тонкость была в том, что их всегда должно было быть двое, поскольку код активации разбивался на две части, каждая из которых была известна только одному. Делалось это, чтобы предотвратить возможность применения ядерного боеприпаса одним человеком (двое же никогда не смогут договориться, ага).

Впрочем, Билл Флавин (Bill Flavin), командовавший группой спецназа по установке специальных ядерных фугасов, вспоминал: Спецгруппы «Зеленый свет» делили код доступа пополам, и каждый запоминал свою половину, чтобы открыть защитную пластину. Но в этом была своя опасность, так как знающего часть кода военнослужащего могли убить во время следования к цели. «Вот и получалось, что ты тащил в рюкзаке этот кусок дерьма, но мог не открыть его при подходе к объекту. Тогда мы решили, что это недопустимо, и договорились в своей группе, что если задание будет настоящее, код выучат все».

Если команда достигала цели, люди снимали закрывающуюся на замок накладку и устанавливали таймеры. Поставив заряд в боевое положение и щелкнув выключателем, они поспешно отступали. Панель управления боеприпасом:

-11
-12

Всё усугублялось тем, что они не могли точно знать, когда это взорвется. Вероятно, чтобы сделать оружие устойчивым к электромагнитным импульсам от ближайших ядерных взрывов, как и можно было ожидать в начале войны с Советами, AEC сконструировал SADM, в значительной степени лишенный электроники. Вместо этого устройство полагалось на два механических таймера, которые, к сожалению, становились тем менее точными, чем на больший срок они были установлены, потенциально срабатывая на восемь минут раньше запланированного или на целых 13 минут позже. В армейских полевых уставах предупреждалось, что «невозможно указать, что [таймеры] сработают в определенное время»

-13

В 1984 году, через 20 лет после создания оружия, общественность получила представление об этой бомбе и ее возможностях, когда Уильям Аркин и его коллеги набросали описание SADM из военных документов и руководств для Совета по защите природных ресурсов. Его разоблачения вызвали возмущение в Конгрессе и шок в СМИ, но дни оружия уже были сочтены.

По мере ослабления напряженности времен холодной войны Соединенные Штаты начали отзывать SADM. Оружие было официально снято с производства в 1989 году, когда министерства обороны и энергетики заявили, что оно «устарело» и что «в нем больше нет необходимости». С распадом Советского Союза в 1991 году Джордж Буш-старший резко сократил нестратегическое ядерное оружие во всех службах.

То, что когда-то было сверхсекретным оружием, теперь привлекает туристов. Сегодня посетители Национального музея ядерной науки и истории правительства США в Альбукерке, штат Нью-Мексико, могут сфотографироваться на фоне парашютного контейнера SADM. Специальный атомный подрывной боеприпас превратился из смертельно серьезного, хотя и эксцентричного оружия в предмет китча времен холодной войны.

-14

Ниже серия статей, как были организованы атомные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки:

Как бомбили Хиросиму и Нагасаки. О самолётах, бомбах и кинокамерах. Часть первая.
Самолёты и люди, бомбившие Хиросиму и Нагасаки. Накладки в ходе операций. Часть вторая.
О судьбах людей и самолётов, бомбивших Хиросиму. Часть третья.
Бомбёжка Нагасаки. Как всё шло через .... пень-колоду, скажем, и чем закончилось

...................................................................................................................................................