О теме безопасности общения с детьми говорить трудно, но очень важно. И иногда для этого сложно подобрать слова. Мы, взрослые, знаем печальные истории похищений и домогательств. Но "запугивать" малыша этими рассказами не стоит. Такой подход может быть не только бесполезным, но и нанести психологическую травму ребенку, создав в нем множество беспочвенных страхов.
Для детей очень важно понимать, что их телесная неприкосновенность стоит на первом месте при контакте с чужими людьми.
Объясните детям, что никто не имеет права нарушать их личное пространство без их согласия, научите их говорить "нет" и защищать себя. Эта тема острая. Но очень важная. Её ни в коем случае нельзя избегать и думать что дети научатся держать свои границы самостоятельно.
⠀
Сегодня я предлагаю вам небольшое упражнение, которое поможет наглядно показать ребенку, что такое личное пространство. И для этого нам понадобятся карандаши, лист бумаги и ваш отдохнувший ребенок, готовый выполнить это задание!
"Давай порисуем, нарисуй себя!"
Теперь подписываем имя! Важно усилить внимание ребенка к его персоне. Можно обратить внимание на части тела и одежду, сравнить их в реальности и на рисунке. Итак, когда ребенок сроднился со своим изображением, переходим к следующему пункту!
- Скажите, что самый ближний - это маленький круг, в него входят самые близкие! Можно спросить: кого бы ты отнес к самым близким? (Обсудите, кто входит в самый ближний круг, например, папа, мама, сестра, бабушка).
- Во втором круге находятся другие родственники (дяди, тети, двоюродные братья и сестры).⠀
- Третий круг - воспитатели, учителя, друзья семьи и другие люди, с которыми ребенок общается. ⠀
- Следующий круг - соседи, случайные знакомые. ⠀
- Завершающий круг - незнакомые люди.⠀
Важно объяснить ребенку, что телесная неприкосновенность является частью нашего индивидуального достоинства. Что другие люди должны уважать это. А если кто-то нарушает его личное пространство, очерченное линиями, более близкие люди могут вступиться и защитить его. И ему можно говорить об этом открыто.
Для того, чтобы прояснить с малышом тему допустимого контакта с другими людьми, можно задать ему следующие вопросы:
- Кто может тебя забрать с детской площадки? Для более взрослого ребёнка вариант «с кем можно уйти из школы?» ⠀
- Кто может тебя купать?⠀
- Кто может к тебе прикасаться?⠀
- Кто может целовать? В какие места?⠀
- Как нужно вести себя с незнакомыми людьми?
По каждому пункту оговорите полномочия окружающих людей!
Дорогие родители! Помните, что дети приходят в это мир с доверием. И благодаря вам учатся выстраивать отношения с окружающими.
Поделитесь, какими способами вы объясняете тему личных границ своему ребенку? Давайте сделаем все возможное, чтобы наши дети росли в атмосфере любви, поддержки и безопасности!
Ваш детский психолог, Людмила Коренкова ❤️