В романе Станислава Лема "Солярис" (1961) ставится много философских вопросов, касающихся грядущего освоения космоса и гипотетического контакта с внеземным разумом.
Герои романа, встретив наяву этот разум - мыслящий океан Солярис - становятся жертвами его непонятных экспериментов. Солярис обладает способностью проникать в самые тайные и темные закоулки человеческого сознания, материализуя как заветные, так и жуткие или постыдные мечты и представления, то есть работая с подсознательным и бессознательным (привет дедушке Фрейду).
Рассуждая о проблематике "Соляриса", Лем писал:
Мы считаем себя рыцарями святого Контакта. Это вторая ложь. Не ищем никого, кроме людей. Не нужно нам других миров. Нам нужно зеркало. Мы не знаем, что делать с иными мирами. Достаточно одного этого, и он-то нас уже угнетает. Мы хотим найти собственный, идеализированный образ, это должны быть миры с цивилизацией более совершенной, чем наша. В других надеемся найти изображение нашего примитивного прошлого, в то же время по ту сторону есть что-то, чего мы не принимаем, от чего защищаемся. А ведь мы принесли с Земли не только дистиллят добродетели, героический монумент Человека! Прилетели сюда такие, какие есть в действительности, и когда другая сторона показывает нам эту действительность — не можем с этим примириться!
А теперь попробуем взглянуть на проблему с другой стороны - со стороны самого Соляриса.
Вообразите, что вы - мыслящий океан. Существующий в гордом одиночестве в бесконечном пространстве и занятый поддержанием своего живого баланса и изучением самого себя и всего мироздания. Вам хорошо. Вам никто не нужен. Ваше естественное состояние - бесконечнечный покой, внутри которого звучит музыка мыслей и волн. Эта музыка порой принимает вид причудливых фигур, которые исследователи назвали симметриадами, асимметриадами, мимоидами и прочими именами.
И вот поблизости от вас оказывается нечто чужеродное, прибывшее неведомо откуда. Оно пытается вас изучить, растеребить, спровоцировать на какие-то действия. Ведь происшествия на станции "Солярис" - лишь заключительный этап в попытках назойливых людишек вызвать некие реакции океана.
Самая естественная реакция мыслящего существа: не сразу прихлопнуть чужаков, а попытаться понять, что они такое, что им нужно и на что они способны. Если ваша цель - познание всего сущего, то чужаки - годный для исследования материал. И Солярис их исследует (история, рассказанная пилотом Бертоном, который видел на поверхности океана чудовищно огромного младенца, совершавшего неестественные движения).
Люди становятся всё более навязчивыми в своих попытках установить контакт, посылая в океан пучок жесткого излучения.
А вот это уже сильно настораживает океан.
И он действует так, как должно действовать любое разумное существо, не склонное к беспричинной агрессии, но желающее понять, с чем имеет дело. Кто они, эти гости из неведомого мира, чего от них ждать, насколько они опасны для планеты, у которой нет никаких технических средств защитить себя от возможного насилия.
Кардинальной проблемой является понятие добра и зла.
В самом абстрактном смысле добро - то, что поддерживает жизнь, ее развитие и присущий ей внутренний разум; зло - то, что уничтожает.
Океан признает пришельцев-людей мыслящими сущностями и пытается понять, несут они добро или зло. По внешним признакам это определить невозможно. Люди не пытаются уничтожить планету-океан, они уважительно общаются друг с другом (особенно всегда официально вежливый Сарториус), у них мирные профессии - все обитатели станции учёные, военных там нет (просто чудо для фантастики, в которой обычно так и кишат военные всех рангов, от лейтенанта до генерала).
И как понять, что у них на самом деле на уме?
Изучить подсознание. Те желания и мысли, которые тщательно скрываются и от окружающих, и даже от самих себя. Как говорит Снаут прилетевшему на станцию Крису Кельвину, страшнее встретить не то, что когда-то было, а то, чего никогда не было:
Нормальный человек... Что это такое - нормальный человек? Тот, кто никогда не сделал ничего мерзкого. Так, но наверняка ли он об этом никогда не подумал? А может быть, даже не подумал, а в нем что-то подумало, появилось, десять или тридцать лет назад, может, защитился от этого, и забыл, и не боялся, так как знал, что никогда этого не осуществит. Ну, а теперь вообрази себе, что неожиданно, среди бела дня, среди других людей, встречаешь это, воплощенное в кровь и плоть, прикованное к тебе, неистребимое, что тогда?
У каждого персонажа (которые отнюдь не худшие представители человечества) нашлись "скелеты в шкафу", вытащенные Солярисом наружу.
В итоге каждый получил свое. И контакт всё-таки был установлен: в ответ на мысленную просьбу "Не делай так, нам больно!" - океан прекратил посылать на станцию фантомных "гостей". Но дальнейший диалог с людьми ему, похоже, был уже неинтересен. Он узнал всё, что хотел. И ему от них ничего было не нужно.
--
"Солярис" Лема, как неоднократно отмечалось, оказал огромное влияние на фантастику.
Разумеется, подражать этому роману или писать пресловутые фанфики было бы глупо. Но какие-то идеи развивать по-своему можно.
В моей космоопере "Хранительница", в седьмой книге ,"Двойник", инопланетный разум тоже проводит эксперимент, причем, как выясняется, с совершенно благими целями, создавая не фантомное, а реальное существо - точную копию погибшего героя. Однако счастья это никому не приносит.
Мои романы из цикла "Хранительница" размещены на Бусти (тогда весь доход получит автор), на Литмаркете и на Литресе (у Литреса самые невыгодные условия для писателей).
Поддержать автора можно денежкой, лайком, комментарием или распространением информации об этом канале и о цикле "Хранительница".