В эпоху, когда не было телевидения и интернета, простые люди воспринимали своего правителя по официальным фотографиям и репродукциям картин. Все образы Сталина символизировали мощь вождя и предназначались для формирования у населения уважения, почитания и даже страха перед «отцом всех народов».
Каждая деталь на официальном портрете имела свой, подчас скрытый, смысл.
Автор представленных в статье полотен – Исаак Израилевич Бродский (1884-1939). Ученик И. Е. Репина, свою блестящую карьеру живописца он начинал еще до революций с пейзажей и невинных жанровых сценок, но в 1917 году получил заказ на портрет главы Временного правительства Александра Керенского. А после прихода к власти большевиков стал увековечивать образы советских вождей.
Он писал как парадные портреты, так и переносил на полотна духоподъемные сюжеты из пока еще недолгой, но уже героической советской истории. Среди героев Бродского были и потом запрещенные Троцкий и Зиновьев.
Но настоящую славу принесли художнику многочисленные картины с изображением Ленина и Сталина, а также полотно «Расстрел 26 Бакинских комиссаров».
Исаак Бродский один из тех художников, которые собственно и создали художественный стиль соцреализм. Проживи он чуть больше, наверняка бы получил все звания и награды, положенные ему по статусу – Народный художник СССР (введено в 1943 г.), Герой Социалистического труда (первое награждение состоялось после смерти художника), Сталинская премия (учреждена в 1940).
А так получается, что у И. И. Бродского нет никаких регалий, кроме скромного Заслуженного деятеля искусств РСФСР.
С 1934 года и до конца своих дней Исаак Израилевич возглавлял Институт живописи, скульптуры и архитектуры в Ленинграде – сегодня это Санкт-Петербургская академия художества имени Ильи Репина. Воспитал целую плеяду мастеров официальной советской живописи.
Талант Бродского в изображении сильных мира сего, не только сделал его широко известным и вхожим во властные круги, но и приносил весьма ощутимый доход. За авторские повторения портретов вождей, «бакинских комиссаров» или не менее хрестоматийной картины «Ленин в Смольном» советские чиновники, партийные и военные руководители платили весьма неплохие деньги.
Сколько всего картин с изображением товарища Сталина у Исаака Бродского, подсчитать достаточно трудно. Особенно если учесть, что с хрущевских времен их запрятали в запасниках музеев.
Вождь никогда не позировал, портреты Бродский писал по официальным, тщательно отретушированным фотографиям. Даже в 1927 году, когда Сталин еще только боролся за неограниченную власть, уже тогда художник тщательно выстраивал свой образ для простых смертных.
Представленные в статье картины, имеет одну общую черту. На всех, в том числе и на портрете 1927 года, Сталин возвышается над зрителем, сразу показывает, кто здесь хозяин. Вождь монументален, суров или бесстрастен, и даже хитрая ухмылка на портрете 1936 года скорее пугает, чем располагает к себе зрителя.
На всех портретах Сталин показан в рабочей обстановке. Аскетичные кабинеты и трибуна, непраздная одинаковая униформа, бумаги и газеты в руках и на столе, все эти неслучайные символы убеждают зрителя, что вождь всегда на посту, ему некогда отдыхать или проводить время в семейном кругу.
Сталин у Бродского, да и у других официальных художников той эпохи, настоящий «отец родной». Того же Ленина всегда изображали более приземленным, более человечным. Как «маму» советского человека.