Найти тему

Здесь много скрытых символов: 4 портрета Сталина, написанные одним «придворным» художником за 10 лет (1927-1937)

В эпоху, когда не было телевидения и интернета, простые люди воспринимали своего правителя по официальным фотографиям и репродукциям картин. Все образы Сталина символизировали мощь вождя и предназначались для формирования у населения уважения, почитания и даже страха перед «отцом всех народов».

Каждая деталь на официальном портрете имела свой, подчас скрытый, смысл.

Общественное достояние
Общественное достояние

Автор представленных в статье полотен – Исаак Израилевич Бродский (1884-1939). Ученик И. Е. Репина, свою блестящую карьеру живописца он начинал еще до революций с пейзажей и невинных жанровых сценок, но в 1917 году получил заказ на портрет главы Временного правительства Александра Керенского. А после прихода к власти большевиков стал увековечивать образы советских вождей.

Он писал как парадные портреты, так и переносил на полотна духоподъемные сюжеты из пока еще недолгой, но уже героической советской истории. Среди героев Бродского были и потом запрещенные Троцкий и Зиновьев.

Но настоящую славу принесли художнику многочисленные картины с изображением Ленина и Сталина, а также полотно «Расстрел 26 Бакинских комиссаров».

И. И. Бродский. Портрет И. В. Сталина. 1933 г. Государственный музейно-выставочный центр "РОСИЗО. Общественное достояние
И. И. Бродский. Портрет И. В. Сталина. 1933 г. Государственный музейно-выставочный центр "РОСИЗО. Общественное достояние

Исаак Бродский один из тех художников, которые собственно и создали художественный стиль соцреализм. Проживи он чуть больше, наверняка бы получил все звания и награды, положенные ему по статусу – Народный художник СССР (введено в 1943 г.), Герой Социалистического труда (первое награждение состоялось после смерти художника), Сталинская премия (учреждена в 1940).

А так получается, что у И. И. Бродского нет никаких регалий, кроме скромного Заслуженного деятеля искусств РСФСР.

С 1934 года и до конца своих дней Исаак Израилевич возглавлял Институт живописи, скульптуры и архитектуры в Ленинграде – сегодня это Санкт-Петербургская академия художества имени Ильи Репина. Воспитал целую плеяду мастеров официальной советской живописи.

И. И. Бродский. Портрет И. В. Сталина. 1937 г. Государственный Русский музей. Общественное достояние
И. И. Бродский. Портрет И. В. Сталина. 1937 г. Государственный Русский музей. Общественное достояние

Талант Бродского в изображении сильных мира сего, не только сделал его широко известным и вхожим во властные круги, но и приносил весьма ощутимый доход. За авторские повторения портретов вождей, «бакинских комиссаров» или не менее хрестоматийной картины «Ленин в Смольном» советские чиновники, партийные и военные руководители платили весьма неплохие деньги.

Сколько всего картин с изображением товарища Сталина у Исаака Бродского, подсчитать достаточно трудно. Особенно если учесть, что с хрущевских времен их запрятали в запасниках музеев.

И. И. Бродский. Портрет И. В. Сталина. 1927 г. Научно-исследовательский музей при Российской академии художеств. Общественное достояние
И. И. Бродский. Портрет И. В. Сталина. 1927 г. Научно-исследовательский музей при Российской академии художеств. Общественное достояние

Вождь никогда не позировал, портреты Бродский писал по официальным, тщательно отретушированным фотографиям. Даже в 1927 году, когда Сталин еще только боролся за неограниченную власть, уже тогда художник тщательно выстраивал свой образ для простых смертных.

Представленные в статье картины, имеет одну общую черту. На всех, в том числе и на портрете 1927 года, Сталин возвышается над зрителем, сразу показывает, кто здесь хозяин. Вождь монументален, суров или бесстрастен, и даже хитрая ухмылка на портрете 1936 года скорее пугает, чем располагает к себе зрителя.

И. И. Бродский. Портрет И. В. Сталина. 1936 г. Государственная Третьяковская галерея. Общественное достояние
И. И. Бродский. Портрет И. В. Сталина. 1936 г. Государственная Третьяковская галерея. Общественное достояние

На всех портретах Сталин показан в рабочей обстановке. Аскетичные кабинеты и трибуна, непраздная одинаковая униформа, бумаги и газеты в руках и на столе, все эти неслучайные символы убеждают зрителя, что вождь всегда на посту, ему некогда отдыхать или проводить время в семейном кругу.

Сталин у Бродского, да и у других официальных художников той эпохи, настоящий «отец родной». Того же Ленина всегда изображали более приземленным, более человечным. Как «маму» советского человека.