Найти тему

Удивительная судьба человека эпохи Реформации

На постоянной экспозиции Государственного музея истории религии в разделе «Протестантизм» представлена литография «Женевский коллоквиум». Она иллюстрирует события начального периода одного из ранних течений Реформации – кальвинизма. На литографии представлен сам основоположник учения Жан Кальвин и его соратники.

Женевский коллоквиум. Литография по картине П.А. Лабушера. Литограф А.Л. Ноэль. 1853 г.
Женевский коллоквиум. Литография по картине П.А. Лабушера. Литограф А.Л. Ноэль. 1853 г.

Жан Кальвин принадлежит ко второму поколению реформаторов – он был младшим современником Лютера, моложе его на 26 лет. Из-за нарастающих гонений на реформаторов во Франции Кальвин был вынужден покинуть родину. В 1541 г. его пригласили возглавить Реформацию в Женевской республике. Оставшиеся 23 года своей жизни он провёл в Женеве, изредка выезжая в соседние города Швейцарии и Германии. По итогам Реформации протестантские церкви стали государственными в большом количестве государств, но именно в Женевской республике стараниями Кальвина реформированная церковь получила максимальную власть – церковные законы были объявлены общегражданскими.

Кальвин полагал, что выполнение библейских заповедей, воплощение в жизни благочестия и аскезы нельзя оставить на совести прихожан. Человек со времён Адама по природе склонен ко греху, поэтому людей необходимо внешне контролировать и за нарушение наказывать. Надзор за соблюдением заповедей должна осуществлять церковная структура, а исполнением наказаний занимаются государственные органы. Основными видами наказаний в кальвиновской Женеве были денежные штрафы, порка, тюремное заключение, изгнание из города. Самым действенным наказанием Кальвин считал отлучение от причастия. Высшей и экстренной мерой наказания было лишение жизни – за ересь, за колдовство, за повторные и многочисленные нарушение других законов.

На литографии изображён типичный рабочий момент в самый пик кальвиновских реформ в Женеве. В центре Жан Кальвин – он резко и энергично излагает очередную идею, которая затем будет предложена Городскому совету и будет принята в качестве государственного закона Женевской республики. Почти все изображённые на литографии соратники Кальвина являются и его соотечественниками. Это французы-гугеноты, которые, как и сам Кальвин, были вынуждены покинуть родину из-за преследований. Наплыв в Женеву беженцев-протестантов способствовал тому, что женевцы принимали и терпели самые жёсткие инициативы Кальвина – из ужасающих рассказов беженцев о повсеместных гонениях на реформатов складывалось представление о Женеве, как осаждённой крепости и единственном островке истинной христианской веры на земле.

Судьбы соратников Кальвина полны драматизма, немыслимых взлётов и отчаянных падений. В биографии и самого Кальвина и его единомышленников есть совсем тёмные страницы. Но даже на этом фоне особенно трагично-фантастической выглядит биография одного из персонажей данной литографии. Слева от Кальвина сидит Жак Спифам. Проповедники Реформации видели себя новыми библейскими пророками и, уподобляясь ветхозаветным патриархам, стали отпускать бороды. Жак Спифам – один из немногих изображённых здесь без бороды. Он только что присоединился к протестантизму, только что прибыл в Женеву из Франции, оставив там кафедру католического епископа!

Жан Кальвин и Жак Спифам. Фрагмент.
Жан Кальвин и Жак Спифам. Фрагмент.

Жак Спифам (1503-1566) происходил из знатной и богатой парижской семьи. Получил блестящее образование и сделал во Франции выдающуюся карьеру. Он был прокурором Франции, ректором Парижского университета, советником в парламенте Франции, председателем следственной палаты парламента. В конечном итоге выбирает служение на духовном поприще: он каноник собора Нотр-Дам де Пари, аббат, наконец, в 1546 г. назначен епископом города Невера (центральная Франции). Уже в это время за ним тянется шлейф слухов о незаконнорождённых детях, финансовых махинациях. Но гром грянет позднее. Как католический епископ Невера Спифам принимал участие в заседаниях Тридентского собора, на котором разрабатывалась идеология Контрреформации.

В 1559 г. Спифам оставляет свой пост, Францию и бежит в Женеву. Он был далеко не единственный французский прелат, эмигрировавший к Кальвину, но отъезд Спифама стал одним из самых скандальных – настолько заметной фигурой он был. Беглый 57-летний епископ прибыл в Женеву с некоей женщиной по имени Катрин и двумя детьми, предъявив в Женевской консистории нотариально заверенное свидетельство об их тайном браке, датированное 1537 г. В Женеве брак Спифама был признан легитимным, а дети – рождёнными в законном браке.

Спифам был поставлен в пасторы самим Кальвином и пользовался большим авторитетом среди реформаторов. Однако появились и недоброжелатели, которые и раскрутили дело с подозрительной женитьбой бывшего католического епископа. Когда во Франции племянник Спифама в суде доказал незаконность брака и детей Спифама, то используя это и в Женеве обвинили новоявленного пастора в подделке брачного свидетельства, т.е. лжесвидетельстве, и незаконном сожительстве. По суровым законам, которые сам Спифам вместе с Кальвином и другими лидерами женевской церкви и принимал, его приговорили к казни. Кальвин к этому времени был уже 2 года как мёртв, но дело его продолжало жить. А вот Жак Спифам – нет. 25 марта 1566 г. ему отрубили голову. Так закончилась головокружительная карьера неординарного человека эпохи Реформации.