Придя на выставку Александра Лабаса, я не смогла отказать себе в удовольствии прогуляться и по залам Михайловского дворца.
Выставка совсем небольшая, и его работы были представлены в уютном зальчике на втором этаже. Думаю, позже о ней расскажу хотя бы в двух словах. В этот момент я с огорчением подумала, что масштабную выставку, посвященную Михаилу Врубелю можно было тоже не мучить в помещениях для временных выставок, а разместить там, где его работы смотрелись бы наиболее выгодно. Его выставка прошла с огромным успехом, но могло быть значительно лучше. Вспоминаю, как пыталась рассмотреть его масштабные полотна через головы экскурсантов и одиночных посетителей. Как неудобно были расположены у стен прямо под картинами витрины с рисунками. Яркий цвет стен перебивал сдержанный и тонкий колорит картин.
Дальше мой путь лежал через вновь открытый переход из корпуса Бенуа в Михайловский дворец - это так здорово!
Спустившись по лестнице я вошла в первый (на самом деле 48) зал и обратила свое внимание на "Портрет неизвестной (Дама в лиловом)", написанный Николаем Фешиным.
Портрет неизвестной (Дама в лиловом)
Меня поразил контраст написанного лица и всего, что героиню окружает. Фотография смотрится чуть более гармонично, все же мой телефон нивелирует реализм, с которым написано лицо и, я бы сказала залихватский импрессионизм, с которым написана фигура и фоны. И то и другое написано мастерски. Чувствуется репинская школа.
У меня возникло ощущение, что голова Незнакомки словно погружена в вату. И если платье, в целом фигура имеют решение, то фоны я бы поставила под сомнение. Слишком энергичный, эмоциональный фон (платье тоже) перебивает голову так, что она становится похожей на вырезанный из бумаги коллаж. Лохматая сумочка (муфта?) спорит с ним и перетягивает к себе внимание. Фон хочется успокоить и собрать так, чтобы картина перестала производить впечатление этюда.
Помнится, я писала статью об Игоре Грабаре и упомянула одну из его работ - этюд - который выглядел, при всей его незавершенности, просветах, совершенно законченной работой. Мои преподаватели живописи все как один эту мысль доносили до меня с каждой работой, с каждым рисунком, пусть это даже маленькая почеркушка на клочке бумаги. На любом этапе от начала рисунка до финального штриха/мазка работа должна выглядеть законченной. Только художник знает, в какой момент поставить точку. Такая позиция мне понятна, она говорит о решении, о том, что художник знает, что делает и как он ведет работу.
Очень многое зависит от преподавателя. От его вклада, и насколько преподаватель стремится из ученика сделать свой клон или самостоятельную творческую личность.
При этом я получила удовольствие от тончайшего колорита.
Портрет Н.П.Головиной
На этот портрет Ильи Репина я обратила внимание потому, что он по композиции очень похож на "Портрет неизвестной" Николая Фешина.
То же сочетание энергичности в мазках и мягкости в проработке деталей лица. При этом сочетание более сдержанное. Менее размашистые детали платья. Фон глубокий, почти однородный, обрамляет фигуру, создает пространство вокруг женщины.
Как и Фешин, Илья Репин передал настроение героини, ее характер. И если у Фешина посадка головы, поза чуть надменные, выдающие уверенность Незнакомки. То Наталья Головина у Репина спокойна по-королевски. Чуть наклоненное вперед тело говорит о внимании к чему-то или кому-то.
Какая картина понравилась вам больше? И чем?
#репин #русскиймузей #михайловскийдворец #фешин #портрет #женскийпортрет