Есть люди, которые в своей профессии проявляют гениальность и такую степень освоения своего дела, что становятся буквально виртуозами. Обычно виртуозами называют музыкантов. Но в этой статье речь пойдёт о гениальном хирурге Юдине Сергее Сергеевиче.
Родился он в конце XIX в., 27 сентября (9 октября) 1891 года в Москве.
Его отец, Юдин Сергей Сергеевич (в семье было принято из поколения в поколение называть старшего сына Сергеем) был главой многодетной семьи, выходцем из богатого купечества, который стал известным промышленником в Российской империи.
Отец Сергея владел канительной фабрикой (от слова "канитель"- тонкая металлическая нить, скрученная в тугую спираль). Канитель использовалась в вышивке, на фабрике Юдина она применялась для изготовления знаков отличия различных военнослужащих.
Кроме этого старший Юдин был директором Нижних торговых рядов. Комплекс зданий Нижних торговых рядов до наших дней в Москве не сохранился.
Отец Сергея также был "директором металлотянульной фабрики, техническим директором фабрики военного обмундирования и председателем купеческого клуба" (Википедия).
Мать, Екатерина Петровна Юдина (Гаврилова), занималась воспитанием детей, полностью уделяла им своё внимание и время. Детские и юношеские занятия вышивкой, рисованием, а также освоение мастерством игры на скрипке и гитаре сыграли в жизни будущего хирурга значительную роль. Эти виды деятельности настолько развили кисти руки, сделали подвижными и чуткими пальцы, что это обеспечило определённую роль в мастерстве гениального хирурга. Все мальчики в семье столярничали, выпиливали, украшали мебель, выжигали. Старший брат среди всех детей был лучшим художником, свободно владел французским и немецким языками. Английский язык он выучит позднее.
Все сыновья Юдиных, а их было четверо, готовились к поступлению в гимназию, посещая детский сад (школу) Л.Н. Валицкой. Их сёстры учились в другой гимназии - при Немецкой слободе. Сергей Юдин был вторым ребёнком из семерых детей.
В 1902 году Сергей Юдин стал учеником Второй Московской гимназии, где преподавание велось на двух языках.
Вот как описывает увлечения гимназиста С. Юдина Игорь Григович, доктор медицинских наук, профессор ПетрГУ:
"В гимназические годы С. Юдин устроил дома в чулане химическую лабораторию, проводил опыты, изучал рецептуру. Самостоятельно изготовил катушку Румкорфа высокого напряжения. Собрал коллекцию насекомых. Разводил фазанов, ухаживал за животными в домашнем зоопарке на даче. Досконально изучил правила охоты. Увлекался рыбной ловлей, сам сделал лодку. В 16 лет репетиторствовал в семье богачей Морозовых и на заработанные деньги приобрел микроскоп. Затем был гувернером четырех детей у помещика в Смоленской области."
В гимназии Сергей Юдин обратил на себя внимание великолепной памятью и огромной работоспособностью.
В 1911 году С. Юдин окончил гимназию и поступил на естественное отделение физико-математического факультета Московского университета, хотя страстно желал учиться на медицинском факультете этого же университета. На медицинский факультет он перевёлся через год своей учёбы в университете.
Окончить академический курс по своей специальности С.С. Юдину помешала начавшаяся Первая мировая война.
Свою военную службу Сергей Юдин начал в качестве зауряд-врача (одна из категорий военнослужащих в Российской императорской армии, которая была задействована при недостатке соответствующего персонала для замещения соответствующих должностей в мобилизуемых частях войск и военно-врачебных заведениях военного времени - из Википедии) в передовом отряде Красного Креста при гвардейской стрелковой бригаде, потом был начальником дивизионного санитарного отряда № 101, врачом полка, где служил один из его братьев. Приходилось ему бывать и в разведке, т.е. он занимался не только военной медициной.
За смелость в боях Юдин Сергей был награждён Георгиевской медалью 4 степени. Летом 1916 года он сам получает тяжёлую контузию (за годы войны он был трижды ранен), попадает на лечение в госпиталь, потом его демобилизуют.
Тяжёлые испытания не остановили его в своих устремлениях, Юдин экстерном сдаёт на отлично экзамены и получает диплом врача, как тогда значилось -"лекарь первой степени". Это позволило стать ему старшим врачом Духовщинского пехотного полка, где и служил его брат Пётр.
В эти годы произошло ещё одно знаменательное событие в жизни будущего известного хирурга: на лечении в военном госпитале он познакомился с Натальей Владимировной Платоновой, дочерью именитого пароходовладельца. Вскоре они поженились и были верны друг другу всю жизнь. Н.В. Платонова всегда была опорой своему мужу, талантливому врачу и хирургу, жизнь которого была сложной и драматичной.
В 1919 году Сергей Юдин стал ординатором одной из подмосковных больниц. Здесь он проявил не только свои врачебные навыки, но и показал организаторские способности хозяйственника: из хирургических кроватей пришлось переделывать койки для нужд больных с костными формами туберкулёза, Сергей Сергеевич на столько принял активное участие в этом процессе, что его часто принимали за завхоза.
С.С. Юдин всегда хотел быть хирургом. Именно на этом поприще он проявлял своё новаторство, разрабатывая свои методы проведения операций. Он выполнил одну из первых операций в России по резекции желудка при язвенной болезни - операцию по удалению значительной части желудка и дальнейшему восстановлению целостности и непрерывности пищеварительного тракта.
В 1922 году он перешёл на работу в одну из больниц города Серпухова, где смог отдаваться своему любимому делу до 1928 года. Переход в новую больницу не лишён был волокитства и недовольства со стороны местных врачей. Но так или иначе, весной 1922 года С.С. Юдин приступил к работе в Коншинской больнице Серпухова. В этот город переехала и вся его небольшая семья. Сыну, тоже Сергею, было тогда уже 6 лет.
Вскоре в небольшое хирургическое отделение Коншинской больницы посмотреть на работу “серпуховского чудотворца”, как стали часто называть С.С. Юдина, начали приезжать известные авторитетные хирурги - профессора П.А.Герцен, С.И.Спасокукоцкий и Э.Г.Салищев. После демонстрации произведённой Юдиным очередной операции - резекции желудка - уже ни у кого не было сомнения в том, что перед ними хирург с большим будущим. Когда С.С. Юдин начинал работать в Серпухове ему был всего лишь 31 год!
В 1925 году Сергей Сергеевич Юдин заканчивает первую свою монографию “Спинномозговая анестезия”. Эту работу он посвятил своей матери Екатерине Петровне, которую нежно любил.
Монография о спинномозговой анестезии была признана в СССР лучшей книгой по медицине, и С.С. Юдин был удостоен премии им. Ф.А. Рейна (Ф.А. Рейн - русский хирург, доктор медицинских наук).
Кроме основной работы, Сергей Сергеевич читал лекции, выступал на конференциях, ездил в командировки.
Чтобы тренировать руки и сохранять гибкость пальцев, С. Юдин каждый день играл на скрипке.
"Руки у него были необыкновенными", - так утверждают все, кто встречался с этим уникальным хирургом. "Юдин мог сгибать пальцы на тыльную сторону ладоней, оперировал двумя руками (но предпочтение все же отдавал правой)", - так утверждали его современники.
Именно эту особенность рук хирурга подчеркнули в своём шарже известные художники Кукрыниксы.
Работавший вместе с Юдиным хирург К.С. Симонян отмечал, что отличительной чертой Сергея Сергеевича была крайняя подвижность:
"...особенно живым было его лицо с резкими неправильными чертами, на котором каждая складка, казалось, жила своей собственной жизнью. Когда он говорил, губы его постоянно кривились, а голова и шея не уставали двигаться и в сочетании с выразительными жестикулирующими руками производили несколько странное впечатление. Вообще он был очень нервным и экспансивным... Руки Юдина поражали - они постоянно двигались, они совершенно точно иллюстрировали любую мысль, которую он выражал словами".
В 1928 году Сергей Юдин возглавил хирургическое отделение Института скорой помощи имени Склифосовского. Он сделал всё, чтобы превратить эту больницу в лучшую в Москве. Например, реализовал идею подготовки поливалентных хирургов, которые могли выполнять операции любой специфики.
Здесь он смог в свои 37 лет найти приложение для реализации своих далеко идущих планов, всегда шёл своим новаторским путём, никого не копируя. Были созданы самые современные клиники, экспериментальные лаборатории, оборудованные новой медтехникой кабинеты. В одной из биографий С. Юдина, было сказано так о результатах его работы в Институте скорой помощи им. Склифосовского: "Учреждение за год превратилось во Всесоюзный центр по изучению острых заболеваний и травм и неотложной хирургической помощи. Оно стало «хирургической Меккой» страны. Сегодняшняя марка «Склифа», все положительные традиции – в значительной мере заслуга С.С. Юдина".
Денежную часть премии за свою первую монографию С.С. Юдин использовал для поездки в США, где он провёл 6 месяцев и посетил лучшие хирургические клиники. Американская хирургия поразила его своей организацией, техническим оснащением, новейшей оперативной техникой. По возвращению Сергей Сергеевич написал серию очерков «В гостях у американских хирургов».
В 1931 году Юдину было присвоено научное звание профессора, а в феврале 1935 года - степень доктора медицинских наук по совокупности работ без защиты диссертации (Википедия).
С.С. Юдин возглавлял Институт Скорой Помощи до 1948 года. Во время Великой Отечественной войны он был назначен старшим инспектором-консультантом при главном хирурге Красной (потом - Советской) армии Николае Ниловиче Бурденко. С.Юдин все военные годы был в Москве, часто выезжал в районы военных действий, делал большое количество операций по спасению тяжело раненных, делился своим опытом с военными хирургами. Практически в начале войны, в 1941 году, под его редакцией выходит двухтомное руководство «Заметки по военно-полевой хирургии». За эту работу С.С. Юдин был удостоен Сталинской Премии 1-й степени.
Исследования по переливанию крови от мертвого организма были начаты ещё в 20-ые годы. На III Всеукраинском съезде хирургов, в 1928 году, был представлен доклад известного ленинградского хирурга профессора Владимира Николаевича Шамова об экспериментах на животных: удалось спасти собаку, которой перелили кровь от собаки, погибшей 11 часов тому назад.
С.С. Юдин присутствовал на этом съезде, заинтересовался этой темой, так как возможность использовать трупную кровь могла спасти жизни большому количеству людей. Он продолжил экспериментальную, научную и исследовательскую работу по всем вопросам, связанным с переливанием трупной крови и выяснил, что такую кровь можно переливать и для спасения людей. Он рискнул спасти жизнь молодому человеку, который при трагических обстоятельствах потерял много крови и мог умереть, донорской крови к тому моменту не было. Результат оказался успешным.
Этот метод переливания крови стал использоваться особенно широко во время Великой Отечественной войны: резко возросла необходимость в переливании крови, а доноров было мало. Переливание трупной крови позволило спасти тысячи жизней раненных. Сергей Сергеевич написал на эту тему монографию, которая была переведена на многие языки мира. Уже после смерти С.С. Юдина, в 1962 году, он и В.Н. Шамов были удостоены Ленинской премии за разработку и внедрение в практику метода заготовки и использования фибринолизной крови.
С.С. Юдин был широко известен за рубежом, он был избран почетным членом хирургических ассоциаций и академий почти всех европейских стран и США, делал во многих странах доклады на актуальные темы хирургии и медицины, делился своими знаниями и опытом.
В СССР С.С. Юдин был действительным членом вновь образованной в стране Академии медицинских наук, получил звание заслуженного деятеля науки, был избран профессором кафедры госпитальной хирургии, награжден многочисленными орденами, получал профессиональные и Государственные премии (две Сталинские 1-й и 2-ой степени при жизни и Ленинскую посмертно).
Конечно, такому человеку было кому завидовать, хотя мало кто учитывал, что все достижения Сергея Сергеевича - итог постоянной работы, ежедневной непомерной и разносторонней нагрузки, отказ себе в отпусках, отдыхе и даже - в полноценном сне.
По ложному доносу его арестовали 23 декабря 1948 года как английского шпиона. Как потом выяснилось автором ложного доноса был человек из его ближайшего окружения, один из его учеников.
"В период 1948—1953 годов был в заключении: сначала в тюрьме на Лубянке, а затем в одиночной камере в Лефортове, где перенёс второй Инфаркт. С 1952 года был в ссылке - работал хирургом в г. Бердске Новосибирской области. Только после смерти И.В. Сталина в 1953 году был освобождён при активном участии Н.А. Булганина- государственного и партийного деятеля, Маршала Советского Союза" (данные Википедии).
Пребывая в заключении, С.С. Юдин написал ещё одну книгу «Размышления хирурга», она была издана только в 1968 году. Всего Сергей Сергеевич Юдин написал 15 монографий, опубликовал 181 научную работу.
У Сергея Сергеевича был довольно трудный характер, но кто из гениев был идеальным человеком? Не всегда он был учтивым и не всегда соблюдал субординацию в спорах даже со своими учителями, мог строго наказать за, казалось бы, мелочи, не имеющие особого значения.
После смерти Сталина Сергея Сергеевича полностью реабилитировали, он возвратился в Москву, стал снова работать в Институте Скорой Помощи, но уже заведующим хирургическим отделением. Потом его полностью восстановили в прежней должности.
После возвращения С.С. Юдин прожил всего 11 месяцев. Выступив с докладом о перспективах развития хирургии на Съезде украинских хирургов в Киеве в июне 1954 года, Сергей Сергеевич почувствовал себя плохо и вынужден был уехать, не дождавшись окончания работы съезда.
Скоропостижно скончался С.С. Юдин 12 июня в Москве после третьего инфаркта миокарда. Похоронен на Новодевичьем кладбище.
В конце статьи хочется напомнить, как запечатлел Сергея Сергеевича Юдина художник Михаил Нестеров, который написал этот, второй уже, портрет хирурга в 1935 году. Пожалуй, это самый известный портрет С. Юдина.
"Нестеров прекрасно уловил динамическую устремленность, заключенную в абрисе лица Юдина.
Жест левой руки порывист и быстр. Эта рука, высоко выпростанная над столом, говорит, убеждает. Бросается в глаза благородная, почти обнаженная нервность кисти.
В портрете два основных центра: профиль лица и профиль левой руки хирурга. Нестеров использует жест как прием характеристики. Этот жест выявляет натуру, беспокойный темперамент пытливого исследователя, дает ощущение мгновенности, сиюминутности...
Белый цвет, "хирургически-стерильный", с оттенками голубоватых, зеленых, фиолетовых тонов, словно передает интеллектуальный холодок атмосферы, в которой царит этот уникальный человек."
Так пишет о портрете Е. ТКАЧЕНКО, старший научный сотрудник ГТГ (https://aktinoya2.blogspot.com/2020/03/blog-post_7.html)
На логотипе Российского общества кистевых хирургов изображена кисть - фрагмент портрета С.С. Юдина, созданного М.В. Нестеровым в 1935 году.
С.С. Юдин имел потрясающее трудолюбие при данном Богом таланте. Он ни дня не мог прожить без операций, без чтения, без научного поиска. В этом и проявляется полностью человек и хирург от Бога Сергей Сергеевич Юдин.
Благодарю всех, кто дочитал эту статью до конца, поставил "класс", поделился информацией или подписался.