Хочу Вам представить историю еще одного замечательного, но малоизвестного человека – Стефана Валериановича Висковского (1892-1953). Википедия совсем мало знает о нем, попробую рассказать то, что удалось восстановить мне архивным поиском.
Я неравнодушен к истории 1-го Финляндского стрелкового полка (далее буду называть 1 ФСП) в годы Первой мировой войны, так как в этом полку солдатом служил прадед, а вообще эта война крайне мало известна нам – о ней нет такого количества песен, фильмов, книг – всё заслонили события революции и гражданской войны. И в ходе поисков любой информации о 1 ФСП, я нашел на аукционе письмо маме (Не родной маме, а тетке-мачехе, так как отец женится на сестре покойной жены) от младшего врача 1 ФСП Висковского Стефана Валериановича.
Нужно сказать, что родился Стефан Валерианович 17.03.1892 года в Санкт-Петербурге, в семье дворянина из Могилевской губернии, титулярного советника Валериана Михайловича Висковского и его супруги Марии-Текли(греческое имя) Семеновны, урожденной Гарасимович.
Отец служил в Главном военно-санитарном управлении. При рождении мальчик, крещеный в римско-католической церкви Святой Екатерины, что на Невском проспекте, получил имя Стефан-Симон. У него уже был старший брат Казимир, рожденный в 1887 году и сестра Валерия-Розалия, рожденная в 1884 году (07.10.1884).
Уже в 1895 году умирает родная мать (7 марта от инфлуэнции, 40 лет), а еще через два года – в 1897 (8 января от туберкулеза, 52 лет) году уйдет в мир иной и отец.
Детей остается воспитывать тётка-мачеха (30-летняя Ева-Михалина-Мария урожд. Гарасимович, брак с которой зарегистрирован 12.07.1895 года в той же церкви. Судя по её фамилии - это младшая сестра умершей жены), с которой отец сойдется после смерти супруги, которая работала в сберегательно-вспомогательной кассе Николаевской железной дороги. Она, по сути дала образование братьям, ее смерть фиксируется в 1922 году. Стефан учился в знаменитой 2-й Санкт-Петербургской гимназии (видимо и его брат там же), окончил её с медалью. Эта гимназия располагается за Казанским собором и сейчас. Судя по месту учебы и месту крещения, Висковские жили в центре города.
Стефан поступает в Военно-медицинскую академию, которую заканчивает в декабре 1914 года[1]. Возможно уже во время учебы он стажируется в 1-м ФСП, так как письмо датируется 4 мая 1912 года. Вот его расшифровка: «5 мая 1912 года. Дорогая мама! Посылаю Вам два своих изображения (как-то мимоходом снялся здесь в Гельсингфорсе). На днях, наверное, уеду в Або на денёк, а затем с 1-м полком пойду в Вильманстранд. Пишите мне теперь по адресу: г. Вильманстранд, Сводный лазарет, младшему врачу 1-го ф.стр. полка, мне. По приезде в Вильманстранд, сделаю попытку вырваться дня на 2-3 в Питер. Разгуливаю по Гельсингфорсу, но без шведского языка чувствую себя по-прежнему чужим и здесь. Представлялся здесь бригадному и корпусному врачу, они советовали изучить шведский язык, но я не нахожу нужным, ибо не думаю быть здесь в Финляндии особенно долго. Вижу, что в 1-м полку, хотя работы больше, но служить приятнее, чем во 2-м, ибо мой старший врач и командир лучше. Привет всем! Целую Вас. П.С. Я здесь тоже несколько не здоров, лихорадил, но теперь здоров совершенно[2]. ».
Удивительное совпадение – фактически в то же время: с 27 августа 1912 года в этом же полку также младшим врачом служит Вадим Помпеевич Мультановский, один из славных представителей династии Мультановских, родословной которых я также занимаюсь (прочитать можно здесь -https://dzen.ru/a/ZoVM96w0DksNT8pM). Замечу, что по Метрической книге полка за 1913 год умерших от болезней и прочих причин было немного - всего 9 человек. Основные причины смертей – заворот кишок, аппендицит, воспаление легких, пневмония, разрыв сердца у молодой девушки 21 лет, дочери подполковника полка и, наконец, самоубийство горниста, который застрелил себя по неуказанной причине 23 лет в рождественские праздники ... Кто знает, может быть это какая-нибудь романтическая история?
Вместе с полком Стефан Валерианович пройдет всю первую мировую войну, с августа 1914 по апрель 1918, когда полк был расформирован. За это время, как он сам пишет, был дважды контужен – в 1915 и в 1917 годах. В апреле 1915 он получит письмо от неизвестного (или неизвестной?), без подписи – «Шлю привет из Варшавы. Думаю, что в Балте меня ждут письма от Вас?» и адрес – «Действующая армия, 1-й Финдлянский стрелковый полк, ЦВГ, Младшему врачу Стефану Валериановичу Висковскому». Почтовые отметки на конверте – Главная полевая почта. Кон. Варшава. И вторая печать – ..Ковельск..
За период первой мировой войны он примет участие в борьбе с эпидемиями холеры (1915), сыпного тифа (1916), а также проведет первую прививочную кампанию против брюшного тифа. Возможно благодаря его работе, мой прадед остался жив.
Из автобиографии стало известно, что Стефан Валерианович был женат с января 1918 по сентябрь (октябрь) 1918, когда жена уехала в Крым, а затем заграницу, в 1927 году она жила в Париже. Редчайшая удача – прямо в момент создания этой статьи я нахожу запись о браке Стефана Валериановича…Оказывается брак был в той же церкви, где он был крещен – в Санкт-Петербурге, в костеле Святой Екатерины. 29 января 1918 года – повенчаны: Дворянин Стефан Висковский, 25 лет, римско-католического вероисповедания с дочерью полковника Верою Арнольди, девицею 22 лет, православного вероисповедания. Родители невесты – Константин Арнольди и Елена, княжна Козловская[3]. Свидетели на свадьбе – Казимир Висковский – старший брат Стефана и Штабс-капитан Талло[4] – офицер 1 ФСП(!).
После свадьбы Стефан вернулся в полк, в котором прослужил исполняющим должность старшего врача еще 3-4 месяца, до апреля 1918, когда полк был расформирован. После этого он вернулся в Петроград, служил в Клиническом военном госпитале, затем в октябре получил назначение в 19 стрелковую дивизию в батальон связи – старшим врачом (в Озерках). В это же время жена уехала, видимо, с родственниками в Крым. В том же 1918 году сестра с мужем-литовцем уезжает в Литву, где и остается, а брат Казимир остается в России. Кроме службы в полку, Стефан Валерианович не прерывал работу в клинике. Под руководством профессора Н.К. Розенберга а годы Гражданской войны он изучает холеру, диарею, оспу, сыпной и возвратный тиф.
С 1919 по 1923 Стефан поступает в Военно-медицинскую академию РККА сначала ординатором, а затем младшим преподавателем. Одновременно, работает старшим ассистентом во 2 ЛМИ под руководством академика Е.Н. Павловского. 2 ЛМИ располагался на территории больницы им. Боткина.
В 1921-1922 сдает экзамены на получение научной характеристики по специальностям «бактериология» и «внутренние болезни». Далее карьера делает довольно крутой поворот: в апреле 1923 года он назначается начальником окружной химико-бактериологической лаборатории Средне-Азиатского военного округа и переезжает в Ташкент на четыре с половиной года. Одновременно работал сверхштатным ассистентом в клинике инфекционных болезней Ташкентского института. В этот период, как он сам пишет, им впервые были установлены особенности лихорадки Папатаччи, передаваемой москитами. Принимал деятельное участие в разработке среднеазиатского клещевого возвратного тифа, причем сам «экспериментально заражался укусами клещей[5]», изучал малярию, геморрагические колиты, лейшманиоз, бруцеллез и глистные инвазии.
За эту работу получил благодарность от Военно-санитарного управления Среднеазиатского округа. Принимал активное участие в работе военно-научных сообществ округа и Ташкентского медицинского сообщества.
В августе 1927 года вернулся в Ленинград и был назначен старшим преподавателем кафедры инфекционных болезней Воен.Медицинской академии, где и прослужил до демобилизации, до 1 февраля 1931 года.
1931-1934 год – старший эпидемиолог Володарского района Ленинграда. В это время руководил борьбой со вспышками сыпного и брюшного тифа в районе, дизентерии и детскими инфекциями. С сентября 1934 года назначен Главным врачом Больницы им. Боткина. В июне 1934 также избран ученым советом 2 ЛМИ на должность завкафедрой эпидемиологии этого же института.
В 1939-1940 году во время войны с Финляндией был назначен Главным консультантом-инфекционистом санитарной службы Северо-Западного фронта. В 1939 Стефан Валерианович был награжден знаком «Отличнику здравоохранения». Проживал он на улице Чайковского, 53, кв. 3, имел телефон – редкость для того времени. В 1937 году арестовывают его брата Казимира, который к тому моменту демобилизовался, работал руководителем группы производственного планирования Лен. авторемонтного завода. В декабре брата расстреляют, а его жену сошлют в г. Ош.
Стефан Валерианович не будет об этом знать – ему сообщат, что брат сослан.
В период Великой Отечественной войны, был снова призван в Красную Армию, получил звание бригадного врача, полковника медицинской службы на должности Главного эпидемиолога Ленинградского фронта.
Профессор, полковник медицинской службы за время войны и в послевоенный период был награжден орденом Отечественной войны I и II степеней, орденом Красной звезды, орденом Красного Знамени, медалями «За оборону Ленинград», «За победу над Германией». Здоровье войной, конечно, было подорвано: в 1942, 1945 годах ему приходилось лечиться в госпиталях.
В послевоенный период – в 1945-1952 он заведует отделом в Военно-медицинском музее. В последний год жизни – начальник кафедры инфекционных болезней ВМА. Всего Стефан Валерианович является автором более 50 научных работ. В 1924 г. он первым установил наличие москитной лихорадки в Средней Азии (см. Флеботомная лихорадка). После войны он также принимает участие в редактировании двух томов «Опыта советской медицины в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.».
Стефан Валерианович Висковский, ушел из жизни в 1953 году. Он добросовестно трудился в ходе двух войн, проводил опыты, эксперименты, в том числе не жалея себя. Достойно восхищения его решение остаться в слабой разоренной стране в 1918-1920 годах, хотя он имел возможность уехать в эмиграцию. Ему не очень повезло в личной жизни, но зато он посвятил свою жизнь самому интересному на мой взгляд делу - научному познанию мира и умению применить на деле свои знания для спасения жизней и здоровья людей.
Список сочинений Висковского С.В.:
Первые опыты вакцинотерапии бациллярной дизентерии, Моск. мед. журн., № 2-3, с. 40, 1921 (совм. с Златогоровым С. И.);
К вопросу о механизме колляпса при бациллярной дизентерии, Среднеазиат. мед. журн., т. 5, № 2, с. 80, № 3, с. 141, 1926;
Эпидемиологические и клинические наблюдения над лихорадкой pappatasi в Средней Азии, Мед. мысль Узбекистана, № 9, с. 5, 1927 (совм. с Петровым В.П.);
Ранняя диагностика основных инфекционных болезней, Л., 1943;
Основные вопросы эпидемиологии инфекционной желтухи, Клин, мед., т. 22, № 5-6, с. 3, 1944;
Из клинико-эпидемиологических наблюдений над динамикой бациллярной дизентерии в Ленинграде за последние 25 лет, там же, т. 23, № 12, с. 116, 1945;
Дизентерия, Опыт сов. мед. в Великой Отечеств, войне 1941 — 1945 гг., т. 31, с. 193, М., 1955.
Источники:
1. ЦГАИПД. Ф. Р-1728, О.1, Д.854423 Висковский С.В.
2. ЦГАИПД. Ф. Р-1728, О.1, Д.660265 Висковский С.В.
3. ЦГИА. Ф.19, О.128. Д. 1515. Метрическая книга 1-го Финляндского стрелкового полка за 1913 год.
5. ЦГИА. Ф.1822, О. 4, Д.231 – Метрическая книга Римско-Католической церкви Святой Екатерины в СПб, записи о браках. 1918 год.
6. ЦГИА Ф.347, О.1, Д.192 - Метрическая книга Римско-Католической церкви Святой Екатерины в СПб, записи о рождениях. 1892 год.
7. Сайт «Память народа». Висковский Стефан Валерианович.
8. Волков Сергей Владимирович, д.и.н. База данных № 2: «Участники Белого движения в России».
[1]Год рождения – 1892, с 8 лет дети обучались в гимназии и учились 8 лет то есть до 16 лет, поступить в медицинский он смог в 1910 плюс 4 года обучения – 1914 год, а в 1912 видимо стажировался в полку - как раз так и датировано письмо. Сам же в автобиографии пишет, что учился в Меде с 1910 по 1914, всего 4,5 года.
[2] 1-й ФСП квартировал в Або (Турку), но в летние лагеря весь корпус уходил в Вильманстранд (сейчас это Лапеенранта). Обратите внимание – он говорит о шведском языке, а не о финском. И еще о языках… Стефан Валерианович говорил на польском и украинском языках свободно, со словарем – на немецком и французском, и как любой врач, знал латынь.
[3] Известны два полковника Константина Арнольди, убывшие в эмиграцию: Арнольди Константин Николаевич, служивший в Финляндских корпусах. Но у него жена – Евгения Михайловна, и второй – Арнольди Константин Александрович, эвакуирован в начале 1920 года из Новороссийска на Антигону и в Константинополь на транспорте «Бриенн». Женат. Также в списках упоминается Елена Арнольди – в эмиграции в 1920 году в Варне. Упоминаний Веры Арнольди или Висковской в списках нет.
[4] Карл Тоомасович Талло – полковой адъютант 1 ФСП, в дальнейшем связал свою судьбу с эстонской армией в годы независимости, был арестован НКВД, после присоединения Прибалтики в 1940 году и умер в лагерях в 1942 году.
[5] Ornithodorus