Позволю себе задать вопрос — кроме поражения электрическим током, какая ещё опасность существует для работников, связанных с обслуживанием электроустановок? Ещё один вопрос вдогонку, так сказать, наводящий — какие правила при этом нарушаются?
Заинтересовал? Речь пойдёт о Правилах охраны труда при работах на высоте. Ведь львиная доля таких работ проводятся на высоте. Причём, как безопасно выполнять такие работы мало кто знает. Попробую это доказать.
Несколько несчастных случаев
Сначала о том, как не надо делать. С приходом тепла начинаются различные ремонтные работы, следовательно, возрастает количество нарушений, связанных с работами на высоте. Буквально несколько дней назад произошли два несчастных случая, и на данный момент разбора причин нет. Однако, можно заметить похожие детали.
Падение с ЗТП. Пахра
Первый случай произошёл 26 мая 2023 года, примерно в 18 часов 30 минут с работником подрядной организации, выполнявшим облицовку фасада здания ЗТП (трансформаторная подстанция закрытого типа).
В нашем случае важно знать высоту и, судя по чертежу, она составляет более 2,5 метра. Фото и подробная информация с места НС отсутствует, поэтому размеры даже могут быть больше.
Внешний вид может быть таким:
Кто напишет в комментариях, чем ЗТП отличается от КТП, и что изображено на двух фото выше?
Нужно отметить, что ЗТП находилась на территории ПС 500 кВ «Пахра», которая является частью Московского энергетического кольца (юго-восток Москвы).
Высота могла быть и более 2,5 м, причем есть версии КТП, где ввод не подземный, а открытый, воздушный:
Бывает и такой вариант, кирпичный:
Вернёмся к происшествию. Пока известно, что пострадавший 1979 года рождения при падении получил телесные повреждения. Также известно, что работа проводилась самовольно.
Если произошёл несчастный случай, значит, были нарушены различные Правила и другие нормативно-технические документы. Это любой инспектор подтвердит!
Как говорится, «не суди, да, не судим будешь!». Слишком рано винить кого-либо. В причинах произошедшего, конечно же, будут разбираться, виновные будут определены и будут разработаны соответствующие мероприятия.
Вероятно, что будет выявлено неприменение пострадавшим средств защиты, нарушения организационных мероприятий (указывается на самовольное проведение работы в сообщении), также отсутствие контроля со стороны оперативного персонала.
Падение с ВЛ. Челябинская область
Другой несчастный случай произошёл 28 мая 2023 года в Красноармейском районе Челябинской области. Результат — пострадавший погиб. По предварительным данным, при подъёме на опору ВЛ, для проведения электромонтажных работ (возможно, для подключения ввода в дом), пострадавший оступился и упал. Также сообщается, что на пострадавшем была страховочная привязь.
Можно предположить, что падение произошло при подъёме на опору ВЛ 0,4 кВ, которая имеет высоту больше 7 метров (опоры высоковольтных ВЛ ещё выше).
Хотя информации мало, данные уже случаи можно назвать показательными. Падение с высоты 2,5 метра — телесные повреждения, а падение с высоты 7 метров — летальный исход. И показывают данные случаи одно и то же – вся система не работает!
Что объединяет два эти случая? Люди были не случайные, и погибли они не от воздействия электрического тока, а от воздействия гравитации.
Как надо работать на высоте по правилам?
Нужно отметить, что сами ПОТ при работе на высоте уже имеют несколько редакций и изменений — в 2014, 2015, 2019. Наконец, самая свежая редакция ПОТ была введена в действие приказом Минтруда №782 н от 16.10.2020 года.
Теперь, собственно, о том, что понимается под «работой на высоте».
Если суммировать всё написанное в пункте 3, то к работам на высоте можно отнести любые работы, причём которые проводятся на высоте больше 1,8 метра.
Само собой, что работники должны быть не младше 18 лет, пройти обучение и получить соответствующую группу безопасности, а также быть обеспечены всеми необходимыми средствами защиты. Также должны быть проведены организационные и технико-технологические мероприятия — разработаны и утверждены технологические карты или проекты производства работ и при выполнении работ без инвентарных средств подмащивания, выдан наряд — допуск, где назначены лица, ответственные за безопасное выполнение данных работ. Кстати, выполнение работ по наряду-допуску, подразумевает работу в составе бригады.
Также при проведении работ необходимо использовать средства защиты. Например, страховочные привязи и системы обеспечения безопасности.
Пример проверки страховочной привязи при прохождении обучения:
Почему правила не работают?
Читая правила, создаётся впечатление, что всё предусмотрено и при их соблюдении появление несчастных случаев полностью исключено.
Особенности подъёма на опоры
Однако, практика нам доказывает обратное, а при более внимательном прочтении Правил, выясняется их непригодность к работам на опорах воздушных линий электропередач 0,4—10 кВ.
Поясню почему. Ведь состояние распределительных сетей оставляет желать лучшего. Причём на удалённых участках это наиболее заметно — срок службы деревянных и железобетонных опор давно истёк.
Как подниматься на такие опоры? Различными нормативно-техническими документами предлагается, на первый взгляд, здравая мысль — сначала осмотреть, затем откопать опору на глубину 0,6 м, осмотреть ещё раз, и если всё хорошо, закопать, утрамбовать, а затем, подниматься на неё.
Кроме того, нужно убедиться, что опора не повреждена.
Естественно, что делать так никто не будет. Может быть, только при проверках, да и то не всегда так получается. Например, как это выполнить в холодное время года, когда земля становится крепче бетона?
На это утверждение можно и возразить — есть же автовышка, почему нельзя использовать её? Понятно, что с автовышкой необходимость проверки опоры исключается, но есть места, куда техника просто не проедет.
Крепление
Другой вопрос — как крепить страховочную привязь? Здесь нужно вспомнить оба несчастных случая,описанных выше. При падении с опоры на пострадавшем была привязь, но вероятно, что она не была закреплена.
В случае падения с ЗТП могли быть разные причины падения, например, отсутствие СЗ. Однако если, даже предположить, что они были, то возникает вопрос о правильности их применения. Если прикрепить СЗ на уровне ног, то при падении оно почти не поможет.
Наконец, на что крепить? В Правилах указано, что для этих целей должны применяться анкерные точки.
Однако, как закрепить переносную анкерную точку при работах на ТП, силовых трансформаторах или на высоковольтных выключателях нигде конкретно не сказано.
При работах на опорах ВЛ предлагается использовать следующую систему.
При помощи телескопической штанги производится установка гибкой анкерной линии на траверсу опоры. Затем работник прикрепляет к стропу, соединённого со страховочной привязью, защитное устройство ползункового типа и поднимается на опору.
Критическим недостатком такой системы является траверса. Ведь её состояние проверить очень трудно. Будет ли надёжной траверса, после падения дерева в пролёте ВЛ? Как отразится на состоянии длительный срок эксплуатации или работа с «землёй»? Ответить на такие вопросы нельзя.
Заключение
Разумеется, что вопросы, затронутые данной статье — это только вершина айсберга. Ведь ещё не были рассмотрены проблемы оказания помощи работнику, упавшему с опоры или конструкции и висящему на страховочной системе. Тут можно рассуждать очень долго. Однако, даже нескольких вопросов достаточно, для того чтобы понять — правила нужно дорабатывать.
Пожалуйста, пройдите опрос:
В дополнение -
Публикации на канале в тему безопасности
------------------------------------
Подписывайтесь на Дзен СамЭлектрик.ру и делитесь опытом в комментариях!
Также жду вас на блоге www.SamElectric.ru и в группе СамЭлектрик.ру в ВК!
Внимание! Автор не гарантирует, что всё написанное на этой странице - истина. За ваши действия и за вашу безопасность ответственны только вы!