Найти в Дзене
МИР (Море История Россия)

Как "птичек" сменили "рыбки" или реванш О.Нормана

О постройке "Соколов" на Дальнем Востоке из отечественных "конструкторских комплектов", мы расскажем чуть позже. Но, кто "перебил русский бизнес" фирме Ярроу?

Естественно, любимые (некоторыми нашими великими князьями) французы.. Переработав котлы "Дю Тампль" Огюстен Норман создал свой котел. Цитирую старую техническую энциклопедию.

"Котел Нормана (фиг. 100) является основн. типом К. п. французского военного флота. Главной его особенностью является образование из трубок сплошных стенок для направления газов вдоль оси котла... Наиболее распространенное рабочее давление 18 атм, но имеется тенденция к повышению его, и напр, в итальянском флоте на новых судах давление доведено до 22 атм. Паровые коллекторы изготовляются по большей части клепаными, а водяные--или клепаными или цельноковаными. Штампованные донышки приклепывают к коллекторам. Для плотности швов в месте крепления донышек часто применяется уплотнительная сварка продольных швов. Трубки применяются цельнотянутые (последняя протяжка--в холодном состоянии), из очень мягкой стали; иногда трубки оцинковываются. Наружный диаметр водогрейных трубок делают от 25 до 50 мм, толщину стенки -- от 2 до 4 мм. Закрепляются они в коллекторах развальцовкой с раздачей концов "на колокольчик"".

Все это прекрасно, и котлы дают хорошую паропроизводительность при минимальных габаритах. Но они опять... почти одноразовые. Чистить их... сложно. Трубки все разные. Менять их тоже гем... (проблемно). Но на первых порах котел отличный, мощный, компактный, производит хорошее впечатление. Именно он стал "фишкой" миноносцев, заказанных во Франции

Подписанный 5 декабря 1898 года контракт предусматривал постройку двух истребителей миноносцев по цене 1 520 000 франков заводом Нормана (эсминцы «Форель» и «Стерлядь») и трёх, по 1 510 000 франков, соответственно, заводом «Форж и Шантье» (остальные). Спецификации эсминцев обеих судостроительных фирм отличались только незначительными деталями. Много это или мало?

Грубо говоря, 500 тысяч за миноносец в 300 тонн. 1600 рублей за тонну (дороже "англичанина", "Сокола", который и так стоил недешево) Для сравнения заказанный в то же время (в единственном экземпляре) у Laird Brothers миноносец "Сом" («Боевой»), водоизмещением 412 тонн (26 узлов, 1 × 75-мм, 5 × 47-мм), стоил на 15% дешевле. (Опять же, странный одиночный заказ). Я не беру даже во внимание, что у французов серия из пяти миноносцев. Французы строили:

Форель (с 9 марта 1902 г. — «Внимательный».), спущен 25 ноября 1900 г.

Стерлядь (с 9 марта 1902 г. — «Выносливый».), спущен 23 февраля 1901 г.

Осётр (с 9 марта 1902 г. — «Внушительный».), спущен 10 января 1901 г.

Кефаль (с 9 марта 1902 г. — «Властный».), спущен 15 ноября 1901 г.

Лосось (с 9 марта 1902 г. — «Грозовой».), спущен 26 февраля 1902 г.

Что это были за миноносцы?

-2

Судя по документации, они имели оцинкованный корпус из никелевой стали повышенной прочности (не знаю, насколько этому верить, но, если это так, то это жирный плюс).

В целях увеличения живучести корабля четыре котла типа Нормана развели в две (кормовую и носовую) группы. Носовая была расположена в четвёртом, а кормовая в седьмом отсеках. Пятый и шестой отсеки занимали две паровые машины тройного расширения. Правда, при этом увеличилась протяженность валолинии.

При водоизмещении 312 тонн, миноносцы выдавали 28 узлов. Артиллерия 1 × 75-мм пушка Канэ, 5 × 47-мм пушек Гочкиса. Минно-торпедное вооружение 2 поворотных 380-мм торпедных аппарата (4 мины Уайтхеда). Все очень прилично. Но есть нюанс: на миноносцах не было отопления (совсем не было).

-3

Сроки французы "просадили" очень серьезно, но несмотря на это (благодаря "подношению") штрафные санкции никто не вводил (хотя по контракту французов можно было "взуть" на сумму 1,5 миллиона.

По ходу постройки пришлось отказаться от грот-мачты по причине "полной невозмож­ности её установки". Завод предлагал отказать­ся и от установки на кораблях таранов, но МТК настоял на сохранении их "для тараненья мино­носцев" (О, как!)

28 января 1901 года в Петербург был направлен запрос на отправку снарядов для про­ведения артиллерийских испытаний эсминца "Стерлядь": 10 75-мм и 50 47-мм. Для "Кефали" и "Лосося" отправку снарядов попросили задер­жать по причине задержки в постройке и невоз­можности их хранения в порту.

К концу 1899 года — в ответ на запрос ад­мирала Авелана из Гавра сообщили о расчете числа членов экипажа, исходя из которого про­изводится оборудование жилых помещений: 6 офицеров, семь кондукторов и унтер- офицеров и 47 нижних чинов.

При первом же более подробном осмотре разочарованные механики докладывали: "... При осмотре отмечена общая небрежность сбор­ки и следы невычищенного, при вводе машин, минерального масла. ...Вообще, сама машина собрана и работает очень недурно, но вся арма­тура рыночной работы собрана небрежно, кла­пана и краны плохо притерты, а многие прямо со станка..."

22 сентября 1901 года старший инженер-механик эсминца Онищенко докладывал из Гав­ра в МТК: "Все трубопроводы бестолково рас­положены и крайне неудобны. В кочегарнях же трубопровод просто безобразен. Нет никакого сравнения с миноносцами завода Нормана, где всё удобно и с очень большим расчетом распо­ложено, все клапаны и краны вполне доступ­ны. На "Осетре" же, при остановках, когда при­ходится, пуская циркуляционную помпу, быстро закрывать задний клинкет холодильни­ка, человеку приходится, лежа животом на тру­бе головой книзу и ногами кверху, в продолже­ние 2-3 минут вертеть маховик и при жаре в машине легко получить обморок от прилива крови к голове".

Но не это было и оставалось главной про­блемой русских моряков. Будто "крик души" вырвался из груди этого честного флотского ин­женера: "...Нет средств, а главное умелых лю­дей, так как настоящих машинистов только двое. Кочегары же совсем плохи. Даже унтер-офицеры, кочегарные таковы, что никогда не работали, и дать им малейшей работы без над­зора машиниста нельзя... Если бы было ещё хоть двое более или менее опытных машинис­тов и кочегаров!".

Все эти многочисленные проблемы по до­водке корабля заставили Морское ведомство от­казаться от совместного выхода кораблей в Кронштадт. Решили отправить в Россию толь­ко "Форель" (вышла в Киль 28 сентября 1901 г.), оставив "Осетр" и "Стерлядь" до полного ис­правления заводских дефектов во Франции.

Переход на Дальний Восток прошел тоже с "приключениями(но это отдельная история)

Хобби
3,2 млн интересуются