В Основных государственных законах 1906 года (ОГЗ) власть императора названа верховной и самодержавной. Что означали эти понятия? Давайте попробуем разобраться.
Что такое самодержавие
Для толкования это понятие наиболее сложное. В юридических документах его часто использовали, но четкого определения у него не было. Часто юристы смешивали его с понятием «неограниченность».
Итак, первый вариант толкования понятия «самодержавие» — это приравнивание его к слову «неограниченность».
Кстати, согласно ст. 1 Свода основных государственных законов 1832 г. власть императора была не только самодержавной и верховной. Отдельно была закреплена ещё и её неограниченность.
При подготовке ОГЗ 1906 г. Николая II уговорили это понятие убрать в связи с наделением Государственной думы законодательными полномочиями. Теперь любой закон должен был проходить через неё, поэтому монархия перестала быть неограниченной.
Из-за того, что из ОГЗ 1906 г. убрали слово «неограниченность», некоторые юристы смело стали утверждать о потере какого-то юридического значения и у термина «самодержавие». Но это вряд ли правильно, поскольку он имел и другие трактовки.
Второй вариант предполагал понимать самодержавие как отсутствие внешней зависимости, т. е. суверенитет. Обычно последний термин употребляют в отношении государства, а не главы государства. Но дореволюционная юридическая теория во многих случаях приравнивала друг к другу понятия «Российская империя» и «Император Всероссийский».
Но так понимать самодержавие возможно только в международных отношениях. В отношении внутренней политики слово «самодержавие» как суверенность никогда не употреблялось. А ст. 4 ОГЗ 1906 г. говорит о сущности власти императора в первую очередь применительно к Российской империи, а не к международным отношениям.
Третий вариант предлагает делать акцент на такой стороне самодержавия, как непроизводность власти императора. Именно это отличает друг от друга «самодержавие» и «неограниченность». Этот вариант толкования наиболее удачный.
Термин «самодержавие» в первую очередь означает непроизводный и исторический характер власти российского императора.
Это нашло отражение в Манифесте 3 июня 1907 года о роспуске второго созыва Государственной думы. В нём сделана попытка обосновать изменение порядка выборов в Государственную думу с нарушением ст. 87 ОГЗ 1906 г. В нём сказано:
«От Господа Бога вручена нам власть царская над народом нашим. Перед престолом его мы дадим ответ за судьбы державы Российской».
Тем самым власть императора не возводится ни к какой земной власти и является непроизводной. Фактически этот Манифест приписал самодержавию учредительный и «надправовой» характер.
Хотя учредительный характер самодержавия с принятием ОГЗ 1906 г. перестал быть его отличительной характеристикой — всё же в целом законодательство перестало зависеть целиком и полностью от воли одного императора.
Что означает верховенство власти императора
До 1906 года верховность точно так же, как и самодержавие, часто смешивали с неограниченностью. Их понимали как два полюса одного и того же явления, его «плюс» и «минус». Власть императора неограниченная, потому что она верховная, и, наоборот, верховная, потому что неограниченная. Т. е. верховность означала полноту всей власти.
Однако, с принятием ОГЗ 1906 г. появились противоречия.
Дело в том, что ранее было такое понятие как власть управления, которая во всей полноте принадлежала императору. Эта власть состояла из двух элементов: власти верховного управления и власти подчиненного управления.
В первом случае власть императора действует непосредственно, во втором — в некоторой степени вверяется им другим лицам.
На современном языке верховное управление означает непосредственное участие главы государства в управлении, подчиненное — делегирование решения ряда управленческих задач доверенным лицам.
Законодательство до 1906 г. относилось к сфере верховного управления, т. к. император был единственным законодателем. Но с принятием ОГЗ 1906 г. законодательная власть выпала из этой системы.
Теперь вся полнота законодательной власти императору уже не принадлежала и поэтому отнести её к власти управления было нельзя. И одновременно в ОГЗ 1906 г. власть императора по-прежнему именуется верховной.
Законодательная власть теперь не вписывалась в систему власти управления с её делением на сферы верховного и подчиненного управления.
Это означает одно из двух: либо слово «верховенство» в отношении власти императора теперь просто не имеет смысла, либо не учитывает ограничения законодательных полномочий монарха.
Дальше идут уже одни предположения о причинах, по которым ОГЗ 1906 г. в плане верховенства власти императора были таким противоречивыми.
Возможно, первоначально задумывалось создать сложную систему верховной власти из императора, Государственного совета и Государственной думы. А может планировалось создать новые служебные учреждения, а не новых носителей власти.
Как было на самом деле, сейчас разобраться уже почти невозможно. Известно только одно — такая непоследовательность привела к Российскую империю и Николая II к плачевным последствиям.
Уважаемые читатели! Если статья была для вас интересной, пожалуйста, поставьте лайк этой статье. Если интересна история права, то подпишитесь на канал. С уважением, Альберт Садыков (07.06.2023).