Найти тему

Избавляемся от педагогических клише

Оглавление

«Просто лес рук!», «Болел? Воспалением хитрости?», «А голову ты дома не забыл?», «Двойку в журнал пока ставлю карандашом», «За 20 лет преподавания вы – худший класс», «Звонок для учителя!» — ну что, знакомые фразы?

Да, вы все правильно поняли, сегодня разберем популярные школьные клише и как они влияют на коммуникацию в классе. Учителя часто прибегают к одинаковым методам и подходам, не учитывая индивидуальные потребности каждого ученика. И далеко не всегда это проблема одного учителя.

Учитель — истина в последней инстанции?

-2

Создается впечатление, что для большинства учителей самое главное — это, чтобы ученики воспринимали их слова за абсолютную истину. Возможно, когда-то это и было возможно, но в век интернета, когда можно проверить и найти любую информацию, это становится проблематично.

На самом деле, все не так уж и плохо, относиться критически к любой информации — отличный навык, которому, наоборот, нужно учить. Но почему-то учителя принимают это на свой счет, думая, что их выставляют дураками.

Проблема: частое отсутствие цифровой грамотности и устаревшие методы работы.

Если учитель умеет эффективно использовать современные информационные технологии в учебном процессе и коммуникации с учениками, это поднимает уровень его профессионализма. Важно при этом не только учить, но и объяснять, для чего детей этому учат. Учить только для того, чтобы учить, уже не подходит (да и всегда не подходило), а в наше время особенно, и вполне нормально, что у думающих детей возникают вопросы.

Отсюда выходит еще один важный пункт — учителя должны информировать детей, как правильно пользоваться интернет-ресурсами, объяснять, какой информации можно доверять, а какой не стоит. Вместо этого ученики вкладывают силы в ненужные (устаревшие) предметы, сдают по ним экзамены и ненавидят уроки.

Согласитесь, было бы прекрасно, если бы в школе нас обучали тому, что действительно очень пригодится в жизни.

«Я ваши тетрадки всю ночь проверяла»

-3

Современный учитель должен быть готов к изменениям в образовательной системе и уметь адаптироваться к новым требованиям. Правда, есть одно «но», требования эти подразумевают огромное количество бумажной работы. И дело даже не в проверке контрольных работ и домашних заданий.

К сожалению, реалии таковы, что за написанием отчетов и прочих параллельных задач у специалистов просто не хватает времени на отдых. Частые переработки приводят к тому, что учитель выгорает. Отсюда и его раздраженность, озлобленность и нежелание находить общий язык с учащимися.

Давайте не будем забывать, что часть ответственности и на родителях. Если ребенок плохо воспитан, не уважает старших и на него не могут повлиять даже дома, то чего вы хотите от уставшего учителя?

Вывод: учителям нужно больше уделять времени на отдых, чтобы не нервировать детей и не выгореть окончательно самим.

«Вас много, я одна!»

-4

Жалость — не педагогический подход. Лучше, когда учитель общается с учениками спокойно и честно. Это сильно поднимает его статус в глазах подопечных. А проявление терпимости к мнению учащихся и умение выслушать всех, делает его предмет любимым среди учеников.

Частая ошибка: учитель воспринимает класс, как толпу, общую массу.

Это происходит неосознанно, когда возникает балаган, и дети начинают «заражаться» настроением друг друга. В такие моменты важно помнить, что каждый ученик уникален и имеет свои потребности. И значит, можно попробовать обратиться лично к нескольким ученикам, обычно это вызывает интерес у всей остальной группы.

У нового поколения есть потребность в учителях, которые будут вместе с ними развиваться в нестабильном мире и быстро адаптироваться к новым технологиям и знаниям. А устоявшиеся школьные фразы давайте оставим для шуток и воспоминаний о прошлом.