Найти тему
Назад в СССР

Под стук колёс: о поездах времён СССР

Плацкартный вагон эпохи СССР. Рисунок: Валерий Барыкин
Плацкартный вагон эпохи СССР. Рисунок: Валерий Барыкин

Многие из соотечественников, кому повезло родиться и вырасти в славную советскую эпоху с тоской и нежностью вспоминают то время, когда всё было. Но почему-то в обсуждениях на всяких тематических форумах очень мало внимания уделяется одной важной составляющей большинства советских граждан, а именно путешествиям по железной дороге.

Ведь для многих путешествие под стук колёс было сродни празднику. Почему? Да потому в большинстве случаев такая поездка означала одно – заслуженный отпуск. А это значило, что можно расслабиться. Впереди пара-тройка беззаботных недель где-нибудь на курорте, на крайний случай у родственников в другом регионе, собранные за полгода или год сбережения и отсутствие необходимости ходить на опостылевшую работу. В общем, гуляй душа советского гражданина!

Конечно, в современной России никто железнодорожный транспорт не отменял. Катайся по бескрайним просторам страны, не хочу. К тому же за три десятилетия после кончины СССР железнодорожная инфраструктура в своём развитии шагнула далеко вперёд, по стране "бегают" достаточно современные пассажирские составы, обеспечивающие высокий уровень комфорта путешественникам. Но это всё не то! Ни в какое сравнение не идёт с путешествиями по "железке" во времена СССР.

Итак, поездки в поездах во времена СССР что в них было такого особенного, что вызывает у многих ностальгию?

Во-первых, достать билет на поезд в период отпусков – был ещё тот квест. Их просто не хватало. Для того чтобы получить заветную бумажку, необходимо было отстоять в многочасовых очередях. Многим не по одному разу. Ведь никакого электронного бронирования тогда не было, поскольку об интернете тогда даже не думали. Только личное присутствие, только хардкор.

Во-вторых, большая часть путешествующих советских граждан "предпочитала" плацкартные вагоны. В купе было дорого. И советские люди терпеливо ехали в плацкартах по двое-трое суток. Но тема плацкарта будет ниже.

В-третьих, из-за отсутствия электронного учёта во времена СССР часто возникала путаница. Количество проданных билетов на востребованные направления часто не соответствовало количеству пассажирских мест. Обычно билетов почему-то было больше. А ещё случалось, что жуликоватые проводники сами брали "зайцев" за деньги, а законопослушным гражданам часто приходилось ехать на третьей багажной полки. На что только не шли, чтобы добраться дом места назначения.

Теперь понятно, что посадку в поезд согласно купленному билету среднестатистический советский гражданин воспринимал как знаковое событие, как маленькую личную победу. А победу обычно принято отмечать (хотя бы по чуть-чуть), что многие обычно и делали после того, как поезд тронулся.

Рисунок: Валерий Барыкин
Рисунок: Валерий Барыкин

Как уже было сказано, советские люди редко ездили в купе, дорого. В основном "предпочитали" плацкартные вагоны. Что касается спальных вагонов (СВ), то билет в них стоил ещё дороже. Там обычно путешествовали всякие представители партийной номенклатуры, чиновники средней руки, командировочные. В таких вагонах царила своя "элитная" атмосфера, а их пассажиры запросто могли завтракать, обедать и ужинать в вагоне-ресторане. Кроме того, такие персоны могли позволить себе и другие прелести "светской" жизни. Вплоть до особо повышенного внимания со стороны симпатичной проводницы.

В советских поездах царила своя непередаваемая дорожная атмосфера. Где ещё можно было наблюдать, если не в советском плацкартном вагоне? Более полсотни пассажиров, все разные, а путешествие долгое. Одна большая коммунальная квартира на колёсах!

Кстати, действительно коммунальная квартира. Туалетов в вагоне всего два, пользователей данных достопочтенных заведений при полностью заполненном вагоне –  свыше полусотни. И всем срочно надо! Причём некоторые из этих "всех" иногда забывали про соблюдение чистоты при пользовании местом общего пользования.

А ещё во времена СССР в помине не было никаких биотуалетов, поэтом "Мэ и Жо" закрывали перед прибытием на станции. Санитарные зоны! Самые длительные по времени санитарные зоны были перед прибытием в обе столицы СССР или на черноморские курорты. Поэтому надо было встать пораньше, чтобы привести себя в порядок и сделать свои дела. Но и в этом случае приходилось... отстоять в очереди. Но к очередям советский человек был привычен.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Но стоит вернуться к атмосфере советских поездов. Где ещё можно было встретить так называемый синдром случайного попутчика? Только в советской плацкарте. Люди знакомились, выговаривались, зная, что никогда больше не увидят своего попутчика... Правда, кое-кому удавалось даже закрутить мимолётные дорожные романы с симпатичными попутчицами. Или даже с проводницами.

А ещё в советских поездах был обычай плотно есть. Правда, кое-кто не просто ел (это нормальное явление), а всю дорогу жрал! Только поезд трогался, как на столе моментально появлялись отварная картошечка, жареная курица и отварные яйца, помидоры и огурцы, домашнее сало и чёрный хлеб. И всё это имело свой непередаваемый дух. Венцом всего этого дорожного пира часто была бутылка беленькой и несколько бутылок пива. Конечно же, не обходилось без чая в гранённых стаканах с подстаканника. Трапеза в вагоне даже своё отражение в народном фольклоре. Она стала злой темой для анекдотов.

Кстати, о непередаваемом духе в плацкартных вагонах СССР. Как известно, полки в отсеках были существенно короче, чем аналогичные в купе. С нижними ладно. Зато с верхних постоянно торчали чьи-то волосатые ноги в давно неменянных носках. И всё это "великолепие" находилось на уровне лица, идущего по проходу. По пути за чаем, покурить в тамбур или в туалет постоянно приходилось предпринимать манёвры уклонения. Ничего, терпели.

Не забудьте поставить лайк и подписаться на канал!