В горах северного Забайкалья есть неизвестная железнодорожная ветка. Отделяясь от БАМовской станции Новая Чара, она идёт более чем 70 километров на юг, беря при этом рекордную отметку высоты на всём полигоне российских железных дорог - почти 1700 метров! Первый и последний поезд прошёл здесь 20 лет назад, и ЖД с тех пор приходит в запустение.
Всю ветку я прошёл пешком. Полюбуйтесь вместе с автором красотой горных вершин, удивитесь силе человека, проделавшего столь серьёзную работу и поразитесь постапокалиптичной атмосферой этого неординарного места.
Продолжение рассказа (ссылка на первую часть в конце).
После того, как было пройдено почти пол ветки, уже в сумерках, меня настигла колонна из двух небольших грузовиков советского производства, большая удача, движение по автодублёру не каждый день.
- Ты откуда здесь взялся?
А впрочем неважно, нам по пути. Сажусь в открытый кузов КАМАЗа, и мы начинаем медленно продвигаться дальше в горы. Зябко, закутываюсь в туристическую пенку. Пока окончательно не стемнело внимательно смотрю по сторонам. Ага, перекрёсток, стоит балок, на моей карте его нет. Перпендикулярная дорога выглядит накатано, надо узнать, куда она идёт. Возможно по ней и вернусь в цивилизацию.
Через час остановились отметить начало своей "экспедиции". Знакомимся. Мужики едут на промысел. Их пятеро. Спать сегодня планируют в законсервированном посёлке Чина, где как раз находится конечная станция, а с утра бросят транспорт и в тайгу на 2 недели. По их словам посёлок не разграблен, потому что там круглогодично присутствует охрана. Отлично, сегодня не надо думать о ночлеге и других насущных проблемах. Спасибо.
Второй раз за день начинается снег. Уже ниже 0. Пересаживаюсь в закрытую будку второй машины.
Дорога кошмарная. 40 километров преодолевались часа 3, наконец, встали, дверь открывается. И ... неожиданно за бортом встречает настоящая зима. Снег всё идёт. Эффект усиливают туда сюда мечущиеся огни прожекторов и карманных фонариков.
Занимаем два здания, ранее предназначавшиеся вахтовикам - строителям и горнякам. Растапливаем печь и спать. Завтра предстоит непростой день.
Забайкалье бросало вызов всем, кто приходил на сии суровые земли. Геологам, строителям, водителям и прочему люду, трудом которого горы оказались сначала изученными, а затем стали доступными для освоения.
Этими людьми был создан в том числе небольшой посёлок Чина для работников предполагавшегося здесь горнодобывающего предприятия.
Тот сентябрьский день запомнится надолго. Ещё никогда в моей жизни зима не наступала так рано. Погода меняется ежеминутно, то идёт снег, то светит солнце. Облака хаотично мечутся от горы к горе, подчиняясь неведомым воздушным законам. Они то спускаются к самым крышам домов, то поднимаются ввысь обнажая обледенелые отроги Удокана.
Для законсервированного посёлка Чина выглядит на удивление неплохо. Это удаётся, главным образом, из-за того, что к разработке Чинейского месторождения вот уже 20 лет надеются вернуться. Все годы существования участок под охраной. Круглогодично в Чине живут как минимум два человека, но периодически сюда наведываются и такие, как мы. Бывает, привозят туристов-походников, которые после гуляют по горам.
Много старой ржавой техники. Среди прочего выделяется очень красивая православная церковь. Она заросшая, но открытая. Приятная неожиданная находка.
Побродил по посёлку, познакомился со всеми обитателями. Кроме двух охранников и моих вчерашних попутчиков есть два эвенка. Эвенки - местный коренной народ, занимаются традиционным оленеводством. Северные олени, как дикие, так и одомашненные, здесь частые гости, шансы их увидеть немалые.
Зная, какой тяжёлый переход ждёт меня сегодня, все угощали едой. Спасибо, без вас было бы тяжелее, ведь пищи я беру всегда по минимуму, чтобы не обременять себя лишней ношей.
Разузнал о железной дороге, месторождении, и современных реалиях Каларского района.
Предлагают возвращаться через живописный каньон Ингамакита, мол быстрее и красивее, но у меня другая цель - пройти пешком по оставшейся части ветки, продолжение похода обещает быть более захватывающим.
Перед тем, как все разъехались по своим надобностям (охранники тоже поехали за дровами), успеваю немного подзарядить технику от дизельного генератора, на морозе аккумуляторы становятся слабее.
Осматриваю окрестности.
В небольшой долинке, где расположен посёлок, много озёр.
Когда облака разносит, открываются панорамные виды.
Вот и конечная станция Чина. Ударение на последний слог.
Видно, что она недостроена и, по видимому, не была введена в полноценную эксплуатацию. Повсюду навалены стройматериалы, присутствуют незаконченные здания и пути. Нет светофоров и иных средств сигнализации.
Большой вокзал также недоделан. Внутри голые стены, гнёзда птиц и сосульки. Кровля украдена(?).
Табличка с наименованием станции отсутствует, что даёт повод сомневаться в её названии, т.к. в некоторых источниках станция указывается с именем Чиней.
Будем думать, что истинное название всё же Чина.
Оказывается, Чина не совсем конец ветки - километра на три-четыре пути идут дальше на карьер, где, по идее, должна была проходить загрузка руды (подробнее про месторождение в предыдущей части).
Особенность станции - движение на разработки невозможно без смены направления. Т. е. поездам необходимо перецеплять локомотив.
В посёлке уверили, что ничего особенного в том краю нет. Не то чтобы я послушал, но если б я пошёл туда, то вряд ли до темноты успел бы вырваться из снежного плена.
Станция не произвела большого впечатления, но это компенсируется уникальностью места, до данного момента фотографий отсюда никто не видел - вы, читатели, первые.
Также это восполняется природными красотами, автор большой любитель именно труднодоступной красоты.
Прощай Чина, вряд ли увидимся. И ещё раз спасибо!
Сегодня надо сделать до темноты километров 35, чтобы не ночевать на сильном морозе и в снегу.
Необычный момент - километровые знаки на участке, похоже, взяты откуда-то с БАМа. Были перебиты, но сейчас краска сползла и обнажила их сущность.
Когда выглядывает солнце становится тепло, с предметов начинает капать.
Когда солнце скрывается - опять холод. Так и иду, то растёгиваясь, то застёгиваясь.
Подмечаю, что на ветке местами присутствуют какие-то невменяемые уклоны. Проектировщики допустили такое, учтя что вверх идут порожние поезда или же просто торопились?
На склонах гор - девственные леса, скорее всего, вырубки здесь никогда не проводились, а деревья на фото вполне могли расти ещё в позапрошлом веке, ведь в горных суровых условиях рост идёт не быстро.
Местами железка выглядит настолько хорошо, хоть прям сейчас пускай поезд. Даже и не скажешь, что здесь ничего не было уже более 20 лет.
Лес подступает прямо к путям. При свете солнца выглядит сказочно.
О том, что дорогу немного не доделали также говорят опоры ЛЭП без проводов. По свидетельству "чинейцев" их не демонтировали, а именно, что не успели повесить.
Впереди появляется стрелка. Очередной разъезд. Можно утверждать, что разъезд 60 километра - самая высокогорная станция России! Его высота около 1650 метров над уровнем моря.
На разъезде накрыл мощный снегопад, пересидел в пустом здании дежурного. Внутри обычная пустая комната, при желании можно заночевать - дверь закрывается. Кровлю, похоже, тоже украли.
Пять минут и облака как-будто растворились - видимость отличная.
Посередине разъезда неслабая просадка из-за оттаивания вечной мерзлоты и размытия полотна. РШР на обоих путях висит в воздухе.
Представляется очень романтичным работать дежурным на подобной станции, в окружении волшебных видов и в полном отрыве от цивилизации.
Как же повезло, что на полчаса почти полностью рассеялось, и вся эта красота в полной мере предстала перед моими глазами. Удокан не бросок, но безусловно приятен глазу.
Подавляющее большинство объектов в таких локациях не имеют названий.
Интересно, в этом безымянном озере много рыбы?
Через мгновенье небо опять затягивает, начинает сыпать снег, а я вместе с железной дорогой вхожу в теснину реки Нижний Ингамакит.
Это один из сложнейших в постройке участков не только здесь, но на всём огромном полигоне РЖД и МПС СССР. Множество инженерных объектов, таких как тоннели, мосты, противообвальные галереи и укреплённые стенки, чуть ли не стометровые в высоту насыпи.
Но даже такая защита не смогла противостоять стихии. В нескольких местах путь перерезан обвалами, а водные и селевые потоки много где вымыли из под рельсов насыпь.
Также вы можете поддержать уникальный контент автора на любую сумму. Спасибо.