Найти тему
Другой путь

1500 километров за неделю через 12 таможен! Так ехал поезд из столицы на юг Кыргызстана, где расстояние по прямой - 250. Кто так поедет?

Железные дороги Киргизии (КТЖ). Из-за распада СССР они превратились в 6 невзаимосвязанных между собой участков. За 30 лет Кыргызстану так и не удалось соединить пути сообщения внутри страны, что сильно сказывается на парадигме их существования.

В прошлых публикациях были рассмотрены северный, самый большой, сегмент, пассажирские перевозки, история и другие темы. В последней части повествования охватим южные участки, почти все посещённые автором. Снимки и информация оттуда по большей части никогда не публиковались в сети.

Южный "куст" веток КТЖ.
Южный "куст" веток КТЖ.

Южное отделение КТЖ - официальное название невзаимосвязанных малодеятельных тупиковых веток бывшей Среднеазиатской железной дороги МПС СССР, расположенных на территории Кыргызстана.

Включает в себя участки Учкурган - Ташкумыр, Карасу - Ош \ Кок-Янгак и 38 км - Кызылкия.

Их общая протяжённость не превышает 150 км.

На Ташкумыр.
На Ташкумыр.

Кроме ветки на Ош, всё это задумывалось как подъезды к крупным добывающим предприятиям (сейчас уже бывшим). Но пассажирское сообщение также было налажено.

Ныне движение на южном отделении слабое. Ничего пассажирского давно не осталось. Грузовые - от одного поезда в день (областной центр Ош) до одного в неделю (Кызыл-Кия) и 15 лет полностью отсутствующего (Кок-Янгак).

Станция в Ташкумыре обслуживала угольное месторождение и многочисленные промышленные предприятия, в т.ч. инновационный завод полупроводниковых материалов. Был и пригородный поезд. Сейчас ничего не осталось. Уголь добывается в малых объёмах чуть ли не ИП-шниками. Много чёрных копателей, вручную роют в т.ч. и для личных нужд, обогрева жилья холодными зимами.

Русских - около 1% населения. Падение в десятки раз.

Наката на конечной нет, вокзал руинирован, впечатления безрадостные, но на предыдущей станции замечено несколько полувагонов и путейская дрезина. Ветка пока "жива" - налажена торговля с узбекским Наманганом.

-4

Городок унылый. Лишён достопримечательностей чуть менее, чем полностью.

-5

Из прекрасного только административное здание бывшего горнодобывающего предприятия, декорированное прекрасной мозаикой. Заброшено не так давно, интересно побродить внутри.

Мозаика более детально.
Мозаика более детально.

С узловой станции Карасу Узбекский можно уехать на юг и на север в сторону областных центров Ош и Джалал-Абад.

Ош - "южная столица" Киргизии. Крупный город прямо на границе с Узбекистаном. Станция ухожена и выглядит вполне живой.

Пассажирская платформа готова принимать поезда. И тем более странным выглядит их отсутствие во втором по величине областном центре, ещё более удивляет тот факт, что поезда отменены не в 90-х, а раньше, в благополучное для перевозок время.

Вокзал Ош превращён в жилой дом.
Вокзал Ош превращён в жилой дом.

Станция расположена в самом центре, но всё равно сохранила дух старины. Здесь спокойно и вольготно. Похоже, её суть - перегрузка товаров из Китая. Движение по ветке ежедневное.

Мальчик пасёт овец.
Мальчик пасёт овец.
Узбекские пацаны на станции Ош. Город наполовину населён узбеками - существует межнациональная напряжённость.
Узбекские пацаны на станции Ош. Город наполовину населён узбеками - существует межнациональная напряжённость.

Джалал-Абад

На протяжении длительного времени именно станция Джалал-Абад была своеобразными воротами юга Кыргызстана. Конечной пассажирских поездов дальнего следования в Ферганской долине. Существовал даже поезд Москва - Джалал-Абад, отменённый в 1994. И это несмотря на то, что город при СССР был всего лишь районным центром Ошской области с многократно меньшей численностью населения! Скорее всего причиной стало то, что ветка в Д-А, исторически первая в регионе со всеми вытекающими (депо, пункт экипировки вагонов и т.д.) менять ничего не стали.

Станция не посещалась автором, так как я не планировал писать данную статью. Фото из сети очень мало. Качественных нет.
Станция не посещалась автором, так как я не планировал писать данную статью. Фото из сети очень мало. Качественных нет.

Джалал-Абад является главной станцией южного отделения КТЖ. Тем не менее, полноценного хозяйства для автономного существования здесь так и не появилось. Например, Джалал-Абад имеет весьма ограниченные возможности по ремонту локомотивов.

Тепловозы депо Джалал-Абад отправляют на ремонт в Бишкек, цепляя к попутным грузовым. В них находятся сопровождающие (чтоб не потеряли, не украли (?)). Ещё в 10-ых транспортировка длилась не меньше недели и была нелёгким испытанием для людей внутри - надо было проехать более 1500 километров через территорию 4-ёх государств! Пограничный контроль приходилось проходить 12 раз!

Более того, в 90-х существовал и пассажирский такого маршрута! Проезжал ли его кто-то полностью?

Стало гораздо проще, после того как Узбекистан построил по своей территории обход Карасу и прямой выход на Ташкент из Ферганской долины, минуя Таджикистан. Таможен осталось только 6, страны - 3, расстояние уменьшилось до 1000 километров.

К слову, по прямой до Бишкека 250 км!

Джалал-Абад не конечная участка, на севере в горах существует станция Кок-Янгак. Когда-то в Кок-Янгак следовали пригородные поезда и много грузовых. Последний ушёл в нулевых. Ныне полотно не пригодно для движения.

Фото удалось найти только такое.
Фото удалось найти только такое.

Но похоже, что ветка скоро получит вторую жизнь! Пару месяцев назад началась реализация смелого проекта по соединению Китая и Узбекистана через территорию Киргизии. Договоры заключены, всё, что надо, подписано, решается вопрос по трассировке. Наиболее вероятный сценарий, что пути пойдут именно через Кок-Янгак. Будут длинные туннели и большие высоты, но китайцы и не с таким справлялись.

Информацию неоднозначно восприняли в российском обществе. Кто-то говорит, что РФ потеряет большую долю трафика по Транссибу, кто-то, что и некоторые рынки сбыта. Я придерживаюсь более позитивного мнения. Скорее всего Бишкек всё согласовал с Москвой. Если кто и потеряет здесь, так это Казахстан. Радует, что киргизы настояли на "русской колее", хотя изначально китайцы планировали делать свои 1435 мм.

Кроме того, проект приблизит к реальности вот уже 30 лет лелеемые фантазии по связи разрозненных участков внутри государства. В общем, если сделают - хорошо. Будет повод сюда вернуться.

Наиболее вероятная трассировка линии из Китая в Узбекистан.
Наиболее вероятная трассировка линии из Китая в Узбекистан.

Кызыл-Кия когда-то также был центром угледобычи, но после развала СССР вместо угля стали вывозить вагоны с металлоломом из ликвидируемых шахт и предприятий.

Сейчас станция Кызыл-Кия представляет из себя десяток ржавых пустых путей, множество полузаброшенных построек. Но жизнь здесь всё ещё теплится.

В тупичке притаился тепловоз с добродушным пожилым узбеком машинистом в фактурной тюбетейке внутри. Фотографироваться отказался, мотивируя тем, что снимать технику нельзя, но рассказал немало интересного про жизнь в этом дальнем никем непосещаемом тупичке.

Вокзал не видел пассажиров уже очень давно. Левое крыло используется для служебных нужд, пассажирская часть - заброшена.

-15

На путях стоит пара буханок. Движение максимум раз в неделю, но работники всё равно должны присутствовать. Их здесь осталось человек 20. Вместе с путейцами и начальством.

-16

Очень душевное местечко эта станция. Цветник, "лианы" винограда, пресловутый дух старины. Было приятно провести время и отобедать в тени живой изгороди среди всей этой архаики.

Вокзал Кызылкия.
Вокзал Кызылкия.
Место, где производился приём пищи.
Место, где производился приём пищи.
Местные голуби.
Местные голуби.

Посередине одиноко возвышается колонка для заправки паровозов водой. Паровозы ещё в 80-х работали.

Глядя на неё подумалось, что неплохо бы перевести КТЖ на паровую тягу - угля здесь в достатке, движение слабое, паровозная инфраструктура сохранена. Вот бы был прецедент!

А машинист рассказал, что на переломе эпох здесь взорвался паровоз!

-20
-21

Хотя заявлено, что от границы (Пост 38 км.) до Кызылкия всего 6 км - пути идут далеко в горы, на заброшенные шахты. Пока они не демонтированы, может быть добыча когда-нибудь возобновится? Сегодня с риском для жизни уголь копают разве что нелегалы, реализующие товар по цене 4 доллара за мешок.

Станция Кызылкия
Станция Кызылкия

Ну и нельзя не упомянуть в связи с данной публикацией легендарную Сулюктинскую УЖД. Это было поистине феноменальное место.

Построенная ещё в дореволюционную эпоху, она являлась, таким образом, исторически первой ЖД, пришедшей в регион. 750 мм. В 30-е была электрифицирована! В 90-е - разделена границей между Таджикистаном и Киргизией. Это взаимно враждебные государства. Город Пролетарск с депо оказался в Таджикистане, а почти вся остальная ЖД в Киргизии. Удивително, но факт - более 20 лет "Сулюктинка" оставалась в работе.

К сожалению, ликвидирована. Я лично засвидетельствовал это, специально заехав в Пролетарск. Год разборки неизвестен. Быть может, пути на территории Киргизии ещё лежат. В сети есть снимки и описание:

Фото: ВОЛЖД.
Фото: ВОЛЖД.

Фото Болашенко.
Фото Болашенко.

Детальный осмотр железных дорог Киргизии закончен. 4 части с уникальными снимками, историями и информацией никогда не публиковавшейся доселе. Когда-нибудь я, чем-нибудь дополнив, обобщу данную серию в короткой обзорной записи. А пока жду оценок и комментариев.

Спасибо!

Читать сначала:

Другие записи в рубрике железнодорожье. Интересные необычные ветки и системы. Неординарный подвижной состав. Бесподобная архитектура станций и сооружений, забытое культурное наследие и остальные неочевидные моменты из действительно многогранного мира путей сообщения.