Железные дороги Киргизии (КТЖ). Из-за распада СССР они превратились в 6 невзаимосвязанных между собой участков. За 30 лет Кыргызстану так и не удалось соединить пути сообщения внутри страны, что сильно сказывается на парадигме их существования.
В прошлых публикациях были рассмотрены северный, самый большой, сегмент, пассажирские перевозки, история и другие темы. В последней части повествования охватим южные участки, почти все посещённые автором. Снимки и информация оттуда по большей части никогда не публиковались в сети.
Южное отделение КТЖ - официальное название невзаимосвязанных малодеятельных тупиковых веток бывшей Среднеазиатской железной дороги МПС СССР, расположенных на территории Кыргызстана.
Включает в себя участки Учкурган - Ташкумыр, Карасу - Ош \ Кок-Янгак и 38 км - Кызылкия.
Их общая протяжённость не превышает 150 км.
Кроме ветки на Ош, всё это задумывалось как подъезды к крупным добывающим предприятиям (сейчас уже бывшим). Но пассажирское сообщение также было налажено.
Ныне движение на южном отделении слабое. Ничего пассажирского давно не осталось. Грузовые - от одного поезда в день (областной центр Ош) до одного в неделю (Кызыл-Кия) и 15 лет полностью отсутствующего (Кок-Янгак).
Станция в Ташкумыре обслуживала угольное месторождение и многочисленные промышленные предприятия, в т.ч. инновационный завод полупроводниковых материалов. Был и пригородный поезд. Сейчас ничего не осталось. Уголь добывается в малых объёмах чуть ли не ИП-шниками. Много чёрных копателей, вручную роют в т.ч. и для личных нужд, обогрева жилья холодными зимами.
Русских - около 1% населения. Падение в десятки раз.
Наката на конечной нет, вокзал руинирован, впечатления безрадостные, но на предыдущей станции замечено несколько полувагонов и путейская дрезина. Ветка пока "жива" - налажена торговля с узбекским Наманганом.
Городок унылый. Лишён достопримечательностей чуть менее, чем полностью.
Из прекрасного только административное здание бывшего горнодобывающего предприятия, декорированное прекрасной мозаикой. Заброшено не так давно, интересно побродить внутри.
С узловой станции Карасу Узбекский можно уехать на юг и на север в сторону областных центров Ош и Джалал-Абад.
Ош - "южная столица" Киргизии. Крупный город прямо на границе с Узбекистаном. Станция ухожена и выглядит вполне живой.
Пассажирская платформа готова принимать поезда. И тем более странным выглядит их отсутствие во втором по величине областном центре, ещё более удивляет тот факт, что поезда отменены не в 90-х, а раньше, в благополучное для перевозок время.
Станция расположена в самом центре, но всё равно сохранила дух старины. Здесь спокойно и вольготно. Похоже, её суть - перегрузка товаров из Китая. Движение по ветке ежедневное.
Джалал-Абад
На протяжении длительного времени именно станция Джалал-Абад была своеобразными воротами юга Кыргызстана. Конечной пассажирских поездов дальнего следования в Ферганской долине. Существовал даже поезд Москва - Джалал-Абад, отменённый в 1994. И это несмотря на то, что город при СССР был всего лишь районным центром Ошской области с многократно меньшей численностью населения! Скорее всего причиной стало то, что ветка в Д-А, исторически первая в регионе со всеми вытекающими (депо, пункт экипировки вагонов и т.д.) менять ничего не стали.
Джалал-Абад является главной станцией южного отделения КТЖ. Тем не менее, полноценного хозяйства для автономного существования здесь так и не появилось. Например, Джалал-Абад имеет весьма ограниченные возможности по ремонту локомотивов.
Тепловозы депо Джалал-Абад отправляют на ремонт в Бишкек, цепляя к попутным грузовым. В них находятся сопровождающие (чтоб не потеряли, не украли (?)). Ещё в 10-ых транспортировка длилась не меньше недели и была нелёгким испытанием для людей внутри - надо было проехать более 1500 километров через территорию 4-ёх государств! Пограничный контроль приходилось проходить 12 раз!
Более того, в 90-х существовал и пассажирский такого маршрута! Проезжал ли его кто-то полностью?
Стало гораздо проще, после того как Узбекистан построил по своей территории обход Карасу и прямой выход на Ташкент из Ферганской долины, минуя Таджикистан. Таможен осталось только 6, страны - 3, расстояние уменьшилось до 1000 километров.
К слову, по прямой до Бишкека 250 км!
Джалал-Абад не конечная участка, на севере в горах существует станция Кок-Янгак. Когда-то в Кок-Янгак следовали пригородные поезда и много грузовых. Последний ушёл в нулевых. Ныне полотно не пригодно для движения.
Но похоже, что ветка скоро получит вторую жизнь! Пару месяцев назад началась реализация смелого проекта по соединению Китая и Узбекистана через территорию Киргизии. Договоры заключены, всё, что надо, подписано, решается вопрос по трассировке. Наиболее вероятный сценарий, что пути пойдут именно через Кок-Янгак. Будут длинные туннели и большие высоты, но китайцы и не с таким справлялись.
Информацию неоднозначно восприняли в российском обществе. Кто-то говорит, что РФ потеряет большую долю трафика по Транссибу, кто-то, что и некоторые рынки сбыта. Я придерживаюсь более позитивного мнения. Скорее всего Бишкек всё согласовал с Москвой. Если кто и потеряет здесь, так это Казахстан. Радует, что киргизы настояли на "русской колее", хотя изначально китайцы планировали делать свои 1435 мм.
Кроме того, проект приблизит к реальности вот уже 30 лет лелеемые фантазии по связи разрозненных участков внутри государства. В общем, если сделают - хорошо. Будет повод сюда вернуться.
Кызыл-Кия когда-то также был центром угледобычи, но после развала СССР вместо угля стали вывозить вагоны с металлоломом из ликвидируемых шахт и предприятий.
Сейчас станция Кызыл-Кия представляет из себя десяток ржавых пустых путей, множество полузаброшенных построек. Но жизнь здесь всё ещё теплится.
В тупичке притаился тепловоз с добродушным пожилым узбеком машинистом в фактурной тюбетейке внутри. Фотографироваться отказался, мотивируя тем, что снимать технику нельзя, но рассказал немало интересного про жизнь в этом дальнем никем непосещаемом тупичке.
Вокзал не видел пассажиров уже очень давно. Левое крыло используется для служебных нужд, пассажирская часть - заброшена.
На путях стоит пара буханок. Движение максимум раз в неделю, но работники всё равно должны присутствовать. Их здесь осталось человек 20. Вместе с путейцами и начальством.
Очень душевное местечко эта станция. Цветник, "лианы" винограда, пресловутый дух старины. Было приятно провести время и отобедать в тени живой изгороди среди всей этой архаики.
Посередине одиноко возвышается колонка для заправки паровозов водой. Паровозы ещё в 80-х работали.
Глядя на неё подумалось, что неплохо бы перевести КТЖ на паровую тягу - угля здесь в достатке, движение слабое, паровозная инфраструктура сохранена. Вот бы был прецедент!
А машинист рассказал, что на переломе эпох здесь взорвался паровоз!
Хотя заявлено, что от границы (Пост 38 км.) до Кызылкия всего 6 км - пути идут далеко в горы, на заброшенные шахты. Пока они не демонтированы, может быть добыча когда-нибудь возобновится? Сегодня с риском для жизни уголь копают разве что нелегалы, реализующие товар по цене 4 доллара за мешок.
Ну и нельзя не упомянуть в связи с данной публикацией легендарную Сулюктинскую УЖД. Это было поистине феноменальное место.
Построенная ещё в дореволюционную эпоху, она являлась, таким образом, исторически первой ЖД, пришедшей в регион. 750 мм. В 30-е была электрифицирована! В 90-е - разделена границей между Таджикистаном и Киргизией. Это взаимно враждебные государства. Город Пролетарск с депо оказался в Таджикистане, а почти вся остальная ЖД в Киргизии. Удивително, но факт - более 20 лет "Сулюктинка" оставалась в работе.
К сожалению, ликвидирована. Я лично засвидетельствовал это, специально заехав в Пролетарск. Год разборки неизвестен. Быть может, пути на территории Киргизии ещё лежат. В сети есть снимки и описание:
Детальный осмотр железных дорог Киргизии закончен. 4 части с уникальными снимками, историями и информацией никогда не публиковавшейся доселе. Когда-нибудь я, чем-нибудь дополнив, обобщу данную серию в короткой обзорной записи. А пока жду оценок и комментариев.
Спасибо!
Читать сначала:
Другие записи в рубрике железнодорожье. Интересные необычные ветки и системы. Неординарный подвижной состав. Бесподобная архитектура станций и сооружений, забытое культурное наследие и остальные неочевидные моменты из действительно многогранного мира путей сообщения.