С 1948 г. по 1954г. французы довольно широко применяли бронепоезда в Индокитае. Здесь они противостояли коммунистическому "Вьетминю", развернувшему масштабные партизанские действия. Военные действия, продолжавшиеся восемь лет и получившие название Первой Индокитайской войны, закончились полным поражением французов. 21 июля 1954 г. в результате подписания Женевских соглашений Франция обязалась вывести вооруженные силы с территории Индокитая, а в Северном и Южном Вьетнаме образовывались суверенные государства с границей по 17-й параллели.
Одной из приоритетных целей для партизан во время боевых действий стала железная дорога, которая, с одной стороны, была легко уязвима, а с другой - крайне важна для транспортировки различных грузов.
Вьетнамская железная дорога, построенная французами в конце XIX в., в свое время считалась одной из лучших в Азии. Ее основная магистраль "Север - Юг" протяженностью 1726 км, связывала крупные города Ханой и Сайгон. Однако действия партизан постепенно превратили перемещение поезда с одной железнодорожной станции на другую из простой поездки в целую военную операцию. Первоначально для защиты поездов от нападений использовали отдельные броневагоны, первый из них был введен в эксплуатацию 5 апреля 1947 г. на железнодорожной линии Нха Транг. Обычно он цеплялся в хвосте поезда за низкой пустой платформой, это обеспечивало большие углы обстрела для установленной на нем 40 мм зенитной автоматической пушки "Бофорс".
По началу такие поезда курсировали поодиночке, что зачастую приводило к уничтожению охраны и резне среди пассажиров. Так, 13 февраля 1948 г. в результате нападения партизан на поезд в районе Фантхьета (город в 200 км от Сайгона) его пассажиры были убиты, а четыре выживших легионера сожжены живьем в топке локомотива. После этого французы изменили порядок следования поездов. Теперь из них формировались конвои - от двух до пяти смешанных поездов (пассажирские и товарные вагоны со 150-250 тоннами грузов). Кроме обычных вагонов в состав включались броневагоны с легионерами, также поезда должны были иметь запас инструмента, материалов и оборудования для восстановления разрушенного железнодорожного полотна и необходимых для этого рабочих. Из командного броневагона поддерживалась радиосвязь с другими поездами, входящими в конвой. Передвижение шло со скоростью около 25-30 км/ч, только в дневное время. Ночью конвой отстаивался в укрепленных пунктах, строительство которых было в основном завершено в 1949 году.
Подобные конвои, двигавшиеся сквозь враждебные джунгли, получили выразительное название "La Rafale" ("Шквал" по-французски). Оно намекало на прерывистость движения конвоя, который часто останавливался из-за разрушения партизанами пути или ночевки.
Хотя такие железнодорожные конвои в основном справлялись со своими задачами, командование понимало что требуется специальный, более сильно вооруженный и подготовленный состав.
Первый полноценный бронепоезд был построен французами в ноябре 1948 г. в железнодорожных мастерских Нячанга. Его строительством руководил инженер Пьер Лебрис, привлекались и специалисты из 5-го инженерного полка. Подвижной состав бронепоезда включал 14 вагонов и два паровоза. Для защиты вагонов использовались листы корабельной стали, снятые со старого японского корабля. Бронирование выполнялось "разнесенным" - металлические листы устанавливались с зазором примерно 100 мм, а между ними засыпался песок. Вооружение включало одну 40 мм зенитную автоматическую пушку "Бофорс", одну спаренную установку немецких 20 мм автоматических пушек MG-151/20 и по одному миномету калибром 81 мм и 60 мм. На каждой "артиллерийской" бронеплощадке имелось по одному 7,5 мм пулемету "Рейбель", а на пулеметных - по спарке таких пулеметов. Из 14 вагонов восемь были боевыми, один командный, по одному вагону выделялось для лазарета и кухни, еще на двух платформах перевозились материалы для ремонта путей и на одной два грузовика (с их помощью для ускорения ремонтных работ можно было оперативно доставлять к месту повреждения дополнительные шпалы, рельсы и т. п.). Бронированные локомотивы имели в тендере запас в 6 тонн воды, что обеспечивало автономные действия бронепоезда в течение 72 часов. Экипаж включал около 100 легионеров из 2-го пехотного полка Иностранного легиона.
Его основной задачей было сопровождение и обеспечение безопасности гражданских и военных железнодорожных конвоев "La Rafale", от которых он и перенял по эстафете это имя. Также он должен был патрулировать около 300 км железнодорожных путей от Муанга до Нячанга и Нинь Хоа. Бронепоезд довольно часто временно переподчинялся командованию подсектора Фантхьет, где он базировался на станции в Мунг-Ман. Здесь его привлекали к предотвращению передвижения партизан и выполнению задач по огневой поддержке в рамках крупномасштабных операций.
В течение 1949 г. данный бронепоезд оставался единственным на железнодорожных линиях Южного Аннама, однако необходимость второго бронепоезда была очевидна. Его постройка началась в железнодорожных мастерских Сайгона в конце лета 1949 г. и завершена в начале 1950 г.. Командиром был назначен капитан Девид (в августе 1950 г. его сменил лейтенант Чибич), основной задачей бронепоезда было патрулирование северного участка железной дороги в Южном Аннаме.
Чтобы различать два бронепоезда, в начале 1950 г. первый (под командованием капитана Рафанада) был переименован в бронепоезд "Юг", а вновь построенный назвали - бронепоезд "Север". Зоной ответственности бронепоезда "Юг" стал участок железнодорожной магистрали между Гиа Хюэ на юге и Винь Хао на севере (подсектор Фантхьет). Бронепоезд "Север" действовал на железнодорожной линии от Винь Хао на юге до Нячанга и Нинь Хоа. Однако на этом легионеры не остановились - в феврале 1950 г. было начато строительство третьего бронепоезда, который должен был действовать в центральном Аннаме, на участке между Тураном и Хюэ.
Впоследствии в дополнение к уже упомянутым трем бронепоездам легионеров 2-го полка было построено еще два, которые, однако, не относились к Иностранному легиону и не комплектовались его военнослужащими. В феврале 1953 г. бронепоезда опять переименовали, пронумеровав их в соответствии с районами их применения (с севера на юг)
Хотя прототипом для всех бронепоездов и послужил первый бронепоезд 2-го полка (позже переименованный в бронепоезд "Юг", а затем бронепоезд № 3), однако по деталям конструкции, применяемым материалам и вооружению они существенно отличались друг от друга.
Например, если на артиллерийских вагонах ранней постройки 40 мм и 20 мм пушки устанавливались за бронещитками или в импровизированных башенках, то позже использовались башни от бронемашины "Coventry", которые монтировались на крыше в центре вагона (по крайней мере на бронепоезде "Север"). Есть упоминание что, по крайней мере, один раз использовалась башня от немецкой бронемашины "SdKfz 250/9" с 20 мм пушкой KwK-38, с подсветочным ночным прицелом, но увы, фото с ней я так и не наше. Постепенно увеличивались количество и калибр минометов как наиболее эффективного оружия в условиях сложного вьетнамского ландшафта (джунгли, вплотную подступающие к путям, или холмистая местность). Так, если на первом бронепоезде первоначально имелось только два миномета калибра 81 мм и 60 мм, то поздние поезда получали уже 2-3 миномета калибра 81 и 120 мм.
По мере эскалации конфликта и усиления вооружения партизан "Вьетминя" укреплялась и защита броневагонов. Сначала за счет установки дополнительных листов брони, а позже благодаря использованию более прогрессивного метода их крепления - сварки вместо болтов и клепки.
Что касается боевой службы бронепоездов, то она была напряженной. Вот только несколько эпизодов. В начале февраля 1953 г. бронепоезд № 2 (бывший "Север") принял участие в операции "Дакар", развернувшейся на рисовых полях между Фантхьет и Фан Ри. Он должен был контролировать железнодорожную линию и таким образом отсечь путь отступления партизан "Вьетминя" в горы.
В апреле, в том же районе французы провели еще одну операцию - "Рифф". На бронепоезд № 2 были возложены задачи по сопровождению и огневой поддержке аварийных железнодорожных служб. В состав бронепоезда были дополнительно включены еще один санитарный вагон, вагоны с продовольствием и боеприпасами, а также цистерна с водой. В конце операции бронепоезд привлекался к переброске элитного подразделения Иностранного легиона — парашютистов из 8 G.C.P.
23 мая 1953 г. бронепоезд № 2 успешно обстрелял из 120 мм минометов лагерь "Вьетминя" в районе Тур-Шам. По наводке авиации, в рамках огневой поддержки операции легионеров, бронепоезд вел обстрел противника из минометов и 1 июня 1953 г.
6 апреля 1954 г. бронепоезда № 2 и № 3 были переброшены на станцию Сон Мао, на которую после обстрела, прошедшего накануне, ожидалась массированная атака партизан. Бронепоезд № 3 занял позицию прямо на станции, а бронепоезд № 2 контролировал сторожевую вышку на мосту. Атака партизан была сорвана.
Все построенные французами во Вьетнаме бронепоезда после подписания Женевских соглашений и прекращения огня, объявленного с 1 августа 1954 г., были переданы новым вьетнамским армиям.
Спасибо, что дочитали мою статью до конца! Надеюсь что Вам понравилось!