Найти в Дзене
Александр Дробышев

Французские бронепоезда конвоев "La Rafale": герои комиксов в джунглях Индокитая.

Конвои "La Rafale" даже стали в 2012 году героями комиксов.
Конвои "La Rafale" даже стали в 2012 году героями комиксов.

С 1948 г. по 1954г. французы довольно широко применяли бронепоезда в Индокитае. Здесь они противостояли коммунистическому "Вьетминю", развернувшему масштабные партизанские действия. Военные действия, продолжавшиеся восемь лет и получившие название Первой Индокитайской войны, закончились полным поражением французов. 21 июля 1954 г. в результате подписания Женевских соглашений Франция обязалась вывести вооруженные силы с территории Индокитая, а в Северном и Южном Вьетнаме образовывались суверенные государства с границей по 17-й параллели.

Одной из приоритетных целей для партизан во время боевых действий стала железная дорога, которая, с одной стороны, была легко уязвима, а с другой - крайне важна для транспортировки различных грузов.

Восстановление испорченного железнодорожного пути, зачастую с помощью тех же крестьян, кто "помогал" "Вьетминю"  уничтожить этот путь накануне.
Восстановление испорченного железнодорожного пути, зачастую с помощью тех же крестьян, кто "помогал" "Вьетминю" уничтожить этот путь накануне.

Вьетнамская железная дорога, построенная французами в конце XIX в., в свое время считалась одной из лучших в Азии. Ее основная магистраль "Север - Юг" протяженностью 1726 км, связывала крупные города Ханой и Сайгон. Однако действия партизан постепенно превратили перемещение поезда с одной железнодорожной станции на другую из простой поездки в целую военную операцию. Первоначально для защиты поездов от нападений использовали отдельные броневагоны, первый из них был введен в эксплуатацию 5 апреля 1947 г. на железнодорожной линии Нха Транг. Обычно он цеплялся в хвосте поезда за низкой пустой платформой, это обеспечивало большие углы обстрела для установленной на нем 40 мм зенитной автоматической пушки "Бофорс".

Первый построенный во Вьетнаме броневагон для сопровождения поездов.
Первый построенный во Вьетнаме броневагон для сопровождения поездов.

По началу такие поезда курсировали поодиночке, что зачастую приводило к уничтожению охраны и резне среди пассажиров. Так, 13 февраля 1948 г. в результате нападения партизан на поезд в районе Фантхьета (город в 200 км от Сайгона) его пассажиры были убиты, а четыре выживших легионера сожжены живьем в топке локомотива. После этого французы изменили порядок следования поездов. Теперь из них формировались конвои - от двух до пяти смешанных поездов (пассажирские и товарные вагоны со 150-250 тоннами грузов). Кроме обычных вагонов в состав включались броневагоны с легионерами, также поезда должны были иметь запас инструмента, материалов и оборудования для восстановления разрушенного железнодорожного полотна и необходимых для этого рабочих. Из командного броневагона поддерживалась радиосвязь с другими поездами, входящими в конвой. Передвижение шло со скоростью около 25-30 км/ч, только в дневное время. Ночью конвой отстаивался в укрепленных пунктах, строительство которых было в основном завершено в 1949 году.

Подобные конвои, двигавшиеся сквозь враждебные джунгли, получили выразительное название "La Rafale" ("Шквал" по-французски). Оно намекало на прерывистость движения конвоя, который часто останавливался из-за разрушения партизанами пути или ночевки.

Хотя такие железнодорожные конвои в основном справлялись со своими задачами, командование понимало что требуется специальный, более сильно вооруженный и подготовленный состав.

Война - войной, а обед по расписанию.
Война - войной, а обед по расписанию.

Первый полноценный бронепоезд был построен французами в ноябре 1948 г. в железнодорожных мастерских Нячанга. Его строительством руководил инженер Пьер Лебрис, привлекались и специалисты из 5-го инженерного полка. Подвижной состав бронепоезда включал 14 вагонов и два паровоза. Для защиты вагонов использовались листы корабельной стали, снятые со старого японского корабля. Бронирование выполнялось "разнесенным" - металлические листы устанавливались с зазором примерно 100 мм, а между ними засыпался песок. Вооружение включало одну 40 мм зенитную автоматическую пушку "Бофорс", одну спаренную установку немецких 20 мм автоматических пушек MG-151/20 и по одному миномету калибром 81 мм и 60 мм. На каждой "артиллерийской" бронеплощадке имелось по одному 7,5 мм пулемету "Рейбель", а на пулеметных - по спарке таких пулеметов. Из 14 вагонов восемь были боевыми, один командный, по одному вагону выделялось для лазарета и кухни, еще на двух платформах перевозились материалы для ремонта путей и на одной два грузовика (с их помощью для ускорения ремонтных работ можно было оперативно доставлять к месту повреждения дополнительные шпалы, рельсы и т. п.). Бронированные локомотивы имели в тендере запас в 6 тонн воды, что обеспечивало автономные действия бронепоезда в течение 72 часов. Экипаж включал около 100 легионеров из 2-го пехотного полка Иностранного легиона.

Его основной задачей было сопровождение и обеспечение безопасности гражданских и военных железнодорожных конвоев "La Rafale", от которых он и перенял по эстафете это имя. Также он должен был патрулировать около 300 км железнодорожных путей от Муанга до Нячанга и Нинь Хоа. Бронепоезд довольно часто временно переподчинялся командованию подсектора Фантхьет, где он базировался на станции в Мунг-Ман. Здесь его привлекали к предотвращению передвижения партизан и выполнению задач по огневой поддержке в рамках крупномасштабных операций.

В течение 1949 г. данный бронепоезд оставался единственным на железнодорожных линиях Южного Аннама, однако необходимость второго бронепоезда была очевидна. Его постройка началась в железнодорожных мастерских Сайгона в конце лета 1949 г. и завершена в начале 1950 г.. Командиром был назначен капитан Девид (в августе 1950 г. его сменил лейтенант Чибич), основной задачей бронепоезда было патрулирование северного участка железной дороги в Южном Аннаме.

Чтобы различать два бронепоезда, в начале 1950 г. первый (под командованием капитана Рафанада) был переименован в бронепоезд "Юг", а вновь построенный назвали - бронепоезд "Север". Зоной ответственности бронепоезда "Юг" стал участок железнодорожной магистрали между Гиа Хюэ на юге и Винь Хао на севере (подсектор Фантхьет). Бронепоезд "Север" действовал на железнодорожной линии от Винь Хао на юге до Нячанга и Нинь Хоа. Однако на этом легионеры не остановились - в феврале 1950 г. было начато строительство третьего бронепоезда, который должен был действовать в центральном Аннаме, на участке между Тураном и Хюэ.

Один из "номерных" бронепоездов (на фото слева) в ожидании погрузки пассажирского поезда конвоя "La Rafale" на станции Нячанга, 1952 год.
Один из "номерных" бронепоездов (на фото слева) в ожидании погрузки пассажирского поезда конвоя "La Rafale" на станции Нячанга, 1952 год.

Впоследствии в дополнение к уже упомянутым трем бронепоездам легионеров 2-го полка было построено еще два, которые, однако, не относились к Иностранному легиону и не комплектовались его военнослужащими. В феврале 1953 г. бронепоезда опять переименовали, пронумеровав их в соответствии с районами их применения (с севера на юг)

Хотя прототипом для всех бронепоездов и послужил первый бронепоезд 2-го полка (позже переименованный в бронепоезд "Юг", а затем бронепоезд № 3), однако по деталям конструкции, применяемым материалам и вооружению они существенно отличались друг от друга.

Например, если на артиллерийских вагонах ранней постройки 40 мм и 20 мм пушки устанавливались за бронещитками или в импровизированных башенках, то позже использовались башни от бронемашины "Coventry", которые монтировались на крыше в центре вагона (по крайней мере на бронепоезде "Север"). Есть упоминание что, по крайней мере, один раз использовалась башня от немецкой бронемашины "SdKfz 250/9" с 20 мм пушкой KwK-38, с подсветочным ночным прицелом, но увы, фото с ней я так и не наше. Постепенно увеличивались количество и калибр минометов как наиболее эффективного оружия в условиях сложного вьетнамского ландшафта (джунгли, вплотную подступающие к путям, или холмистая местность). Так, если на первом бронепоезде первоначально имелось только два миномета калибра 81 мм и 60 мм, то поздние поезда получали уже 2-3 миномета калибра 81 и 120 мм.

Минометная площадка броневагона, установлен американский 81 мм миномет М1, а у заряжающего в руке "тяжелая" мина М56. На следующем броневагоне установлена башня с "Coventry".
Минометная площадка броневагона, установлен американский 81 мм миномет М1, а у заряжающего в руке "тяжелая" мина М56. На следующем броневагоне установлена башня с "Coventry".

По мере эскалации конфликта и усиления вооружения партизан "Вьетминя" укреплялась и защита броневагонов. Сначала за счет установки дополнительных листов брони, а позже благодаря использованию более прогрессивного метода их крепления - сварки вместо болтов и клепки.

Что касается боевой службы бронепоездов, то она была напряженной. Вот только несколько эпизодов. В начале февраля 1953 г. бронепоезд № 2 (бывший "Север") принял участие в операции "Дакар", развернувшейся на рисовых полях между Фантхьет и Фан Ри. Он должен был контролировать железнодорожную линию и таким образом отсечь путь отступления партизан "Вьетминя" в горы.

В апреле, в том же районе французы провели еще одну операцию - "Рифф". На бронепоезд № 2 были возложены задачи по сопровождению и огневой поддержке аварийных железнодорожных служб. В состав бронепоезда были дополнительно включены еще один санитарный вагон, вагоны с продовольствием и боеприпасами, а также цистерна с водой. В конце операции бронепоезд привлекался к переброске элитного подразделения Иностранного легиона — парашютистов из 8 G.C.P.

23 мая 1953 г. бронепоезд № 2 успешно обстрелял из 120 мм минометов лагерь "Вьетминя" в районе Тур-Шам. По наводке авиации, в рамках огневой поддержки операции легионеров, бронепоезд вел обстрел противника из минометов и 1 июня 1953 г.

6 апреля 1954 г. бронепоезда № 2 и № 3 были переброшены на станцию Сон Мао, на которую после обстрела, прошедшего накануне, ожидалась массированная атака партизан. Бронепоезд № 3 занял позицию прямо на станции, а бронепоезд № 2 контролировал сторожевую вышку на мосту. Атака партизан была сорвана.

Все построенные французами во Вьетнаме бронепоезда после подписания Женевских соглашений и прекращения огня, объявленного с 1 августа 1954 г., были переданы новым вьетнамским армиям.

Хотя обычно про французские бронепоезда пишут что они просто сгнили на заброшенных путях, по этому фото видно, что минимум бронепоезд № 3 (бывший "Юг") был уничтожен французами перед сдачей.
Хотя обычно про французские бронепоезда пишут что они просто сгнили на заброшенных путях, по этому фото видно, что минимум бронепоезд № 3 (бывший "Юг") был уничтожен французами перед сдачей.

Спасибо, что дочитали мою статью до конца! Надеюсь что Вам понравилось!