Сегодня в нашей рубрике "Киномания" будем разбирать советскую мелодраму "Жестокий романс".
"Жестокий романс" - кинокартина талантливейшего советского режиссёра Эльдара Рязанова, снятая в 1984 году по мотивам пьесы Островского "Бесприданница".
У кинокритиков того времени фильм вызвал неоднозначную реакцию. Рязанова даже обвиняли в надругательстве и глумлении над нетленным произведением русского классика. Типа трепетную и ранимую Ларису режиссёр выставил безбашенной распутницей, бегающей за Паратовым по зову звезды, поэтому и жалость к себе она вызвать попросту неспособна. Ну, а советскому зрителю кинокартина очень понравилась и по версии журнала "Советский экран" "Жестокий романс" был признан лучшим фильмом года!!!
Итак, сюжет мелодрамы.
На берегу Волги, в маленьком провинциальном городке с говорящим названием Бряхимов живёт семья Огудаловых – вдова Харита Игнатьевна и три её взрослых дочери: Анна, Ольга и Лариса.
Огудаловы – фамилия известная, из хорошего и уважаемого дворянского рода. Вот только волею судеб финансовое состояние семьи пришло в сокрушительный упадок, дом давным-давно заложен и Харита Игнатьевна даже придание за дочками дать не в состоянии. Одна надежда на каких-нибудь влюблённых аленей типа Пушкина, который сам купил приданое Наталье Гончаровой, чтобы только получить согласие её родителей на венчание.
Но в Бряхимове Пушкины не жили и состоятельных аленей там поблизости не наблюдалось. Поэтому участь сестёр-бесприданниц была незавидной. Анна вышла замуж за иностранца из Монте-Карло, оказавшегося обычным шулером. Ольгу так, вообще, на подъезде к Тифлису убил ревнивый кавказский супруг. Из сестёр в родительском доме осталась только одна Лариса.
И тут в городке появляется чэд Сергей Паратов. Довольно молодой, состоятельный, обаятельный и усатый, что тот Кот Матроскин.
Неплохо разбирающаяся в людях Харита Игнатьевна пытается предостеречь дочь:
-Шею то не сломай, не про тебя жених. Ишь, разлакомилась!!!
Но бесполезно. Лариса уже словила бабочек и поплыла...
Паратов тоже увлёкся утончённой и изысканной провинциальной барышней, давая Ларисе повод надеяться на скорое предложение руки и сердца. Только никакого предложения, естественно, не последовало. Забыв про Ларису, Паратов исчезает, отправляясь спасать своё состояние, растранжиренное нечистоплотными управляющими.
Лариса глубоко переживает исчезновение любимого. А Харита Игнатьевна, окончательно потеряв надежду выдать дочь за богатого судовладельца, превращает свой дом в некий развлекательный клуб для богатых и знаменитых.
И вот, вроде бы, удача! Ларисе делает предложение некий нувориш Гуляев. Но тут, оказывается, что Гуляев обычный вор – кассир банка, сбежавший с украденными деньгами. Кассира арестовывают, а Огудаловы становятся "нерукопожатными".
Из постоянных, готовых жениться поклонников, у Ларисы остаётся только Юлий Капитонович Карандышев. Мелкий чиновник, небогатый, но с непомерным апломбом, гонором и чванливостью. Карандышев делает Ларисе предложение и она, устав от косых взглядов и сплетен бряхимовских обывателей, соглашается.
Проницательная Харита выбором дочери недовольна. Она постоянно подсмеивается над будущим зятем и, считая того напыщенным мдюком, пытается сбить с него спесь. Вот показательный пример их диалога:
— А я вот взяток не беру!
— Так вам никто и не даёт! Вот кабы вам давали, а вы не брали, тогда и хвастаться можно было.
Лариса не хочет пышной свадьбы и просит жениха сразу после венчания увезти её в глухую деревню, где Карандышеву принадлежит небольшое имение. Но сам жених мечтает совсем о другом!
Женившись на красивой, высокородной (хоть и обедневшей) дворянке, он мечтает использовать трофейную жену, как пропуск в высшее общество! В общество, вход в которое ему до этого был закрыт! И у него бы, возможно, даже всё получилось. Но тут возвращается Паратов.
Узнав о том, что Лариса выходит замуж, чэд-ловелас намеревается во что бы то ни стало добиться своего и соблазнить влюблённую в него девушку.
О чувствах Ларисы он, конечно же, не думает. Помимо желания доказать свою альфасамцовость, его ещё заводит возможность унизить зарвавшегося инцела Карандышева, повозить того фейсом по тэйблу и потыкать носом в дурно пахнущую кучку (в фигуральном смысле, разумеется).
И Паратову это удаётся! Не зная, куда скрыться от охватившего её испанского стыда за пьяного жениха, Лариса сбегает с Паратовым. Паратов её соблазняет, после чего сознаётся, что помолвлен с богатой невестой.
Обесчещенную Ларису Кнуров с Вожеватовым разыгрывают в орлянку. Случайным свидетелем этого становится Карандышев.
Карандышев находит свою сбежавшую невесту и, колотясь в истерике, сообщает, что её (Ларису то есть) разыгрывают, словно какую-то вещь. В ответ Лариса произносит свои роковые слова:
Я – вещь. Наконец-то слово для меня найдено.
На меня смотрели и смотрят, как на забаву.
Я не нашла любви, так буду искать золото.
-Я слишком дорога для вас! – в отчаянии кричит она Карандышеву.
-Так не доставайся же ты никому! – отвечает мдюк. Достаёт пистолет и стреляет!
Заметьте, стреляет он не в насмехавшихся над ним Кнурова, Паратова и Вожеватова! Ведь те неслабо ответить смогут по наглой инцельской физии! Да и не по физии больно, обидно и унизительно для Карандышева смогут! Поэтому он стреляет в беззащитную, и без того морально растоптанную девушку, по сути добивает её.
Разбор фильма последует.
Продолжение следует