Найти тему
Моя Америка

Аляска, сэр! часть 1

В начале июня 2013 выдалась вдруг-неожиданно, неделя отпуска -и я решила ее использовать с максимальной пользой. Нашла круиз из Анкориджа до Ванкувера с пятницы по пятницу. Поиск билетов показал, что возвращаться из Ванкувера будет дороже, чем неделя круиза, зато за $40 я могу доехать на поезде из Ванкувера в Сиэттл, откуда билеты уже стоили вполне разумно.

Поскольку все делалось в последний момент, расписание у меня было составлено буквально по минутам, утренние  пробки в Миннеаполисе привели меня в состояние близкое к "панической атаке," но все обошлось - я везде успела.

Итак, утро - 7:45 - аэропорт в Миннеаполисе, сдаю сумку в багаж, спокойно прохожу регистрацию и охрану - никого почти нет, и завтракаю неплохим, но дорогим кофе и захваченным из дому сэндвичем - по опыту знаю, что еда в кафешке в зале отлета терминала Хамфри несъедобна. Дома позавтракать не могла по причине предотъездной трясучки - в первый раз за 7 лет путешествую одна.

Cнеговые горы - это Юкон
Cнеговые горы - это Юкон

На пятом часу полета за иллюминатором появились снеговые горы - это Юкон. В самолете суматоха - кому-то стало плохо, и нас чуть не посадили в Канаде в Уайтхорс, столице Юкона и самом большом городе этой провинции. К счастью, видимо, состоянее пассажира было удовлетворительным, а ветер на земле слишком сильным, и мы все-таки долетели до Анкориджа.

Аляскинский залив
Аляскинский залив

Вскоре после Уайтхорс, горы стали пониже, и появились ярко-бирюзовые ленточки рек, с узкими полосками зелени по берегам. Аляскинский залив поразил бурой и мутной водой - казалось, раз реки такие яркие, то и залив должен быть бирюзовым. Потом мне объяснили, что ледники несут много каменной пыли - отсюда мутная, заиленная вода залива.

Первые впечатления от Аляски - естественно, аэропорт. Больше всего понравились бронзовые скульптуры, напоминающие о золотой лихорадке: печка, лыжи, чемоданы, коробки, тазик для промывки золота, а главное - высокие рыбацкие сапоги и удочки.Очень любопытные деревянные  птицы украшали зал второго этажа.

Анкоридж встретил ужасной жарой (по местным меркам) - 85, это почти 30. Прилетели мы в 12:30, а в 3 часа уходил автобус в Сьюард - порт, откуда уходил мой круиз, так что времени было мало. Таксист малость покатал меня по городу, который особого впечатления не произвел. Интересными показались Центр Информации для туристов с заросшей травой дерновой крышей, белый мормонский храм - самый северный в мире, и Анкориджский Музей Изящных Искусств, окруженный скульптурами полу-людей - полу-животных. Имеется тут и православная церковь. Русские православные миссионеры впервые прибыли в Кадьяк в 1797 году. За 217 лет они выросли из единственной миссии до Аляскинской епархии из 89 церквей. В Анкоридже их четыре. Таксист привез меня к Собору Св. Иннокентия Аляскинского, но он был закрыт.

Автобус уходил от музея и я рассчитывала его посмотреть, но времени у меня оказалось только на то, чтобы перекусить в музейном кафе. Очень вкусный рыбный суп скрасил впечатление от вполне безликого бургера и пышно названного, но невкусного "пирога из диких ягод."

Мне повезло, что я заказала билет на автобус заранее - к 3 часам набежала куча народу и кое-кому места не хватило. Дорога на Сьюард, после того как мы, наконец выбрались из бесконечных дорожных работ в пригородах, пролегала через дивной красоты полуострова Кенай.  Озера, некоторые еще с остатками льда, напоминали о старой песне "Карелия": "остроконечных елей ресницы над голубыми глазами озер"... Прозрачные быстрые ручьи, камни,разноцветные люпины... Снежные горы и яркое солнце. Совсем не похоже на Аляску, которую я представляла по рассказам Джека Лондона, ведь почти все его рассказы об Аляске   рассказывают о зиме и "белом безмолвии."

Сьюард произвел на редкость унылое впечатление - впрочем, я по сути видела практически только порт - может, где что и есть. Но порт обманул все мои ожидания: никак не представляла "терминал" круизных линий в виде огромного амбара, окруженного ржавыми конструкциями непонятного назначения, и еще каким-то строительно-индустриальным хламом. Одна радость - пропустили нас очень быстро - через 15 минут я уже шла к трапу лайнера "Милленниум". Про Сьюард  я знала, что это чуть ли не первая русская фактория на Аляске, основанная в 1793 году Александром Барановым, и ждала хоть каких-нибудь упоминаний об этом где-нибудь - не дождалась.

Поскольку это мой первый круиз - сравнивать мне было не с чем, так что на лайнере мне все понравилось. Каюта у меня была маленькая и без окна - выбор для одиночных путешественников не велик. Но мне хотелось одиночества и меня все устраивало.  Порадовал смешной зверек из полотенец, впечатлил ресторан.Каждый вечер мне оставляли экзотическую шоколадку - апельсин с валерианой, лаванда с малиной и т.д., и   целую брошюру с информацией о грядущем дне и увеселениях.

Чтобы не возвращаться к прозе жизни, пара заметок на будущее:
Целью моей был полный отдых от всех и всего - и я не брала свой лэптоп. Интернет на судне совершенно не стоит таких денег, которые за него просят. Хотела было воспользоваться интернет-кафе - но за 75 центов в минуту откровенно говоря, жаба заела. Да в сущности и времени не было: то завтрак, то экскурсия, то надо в джим, то в бассейн с морской водой, а в 7:30 ужин - формальный, к которому было не обязательно, но желательно переодеваться - как-то неловко в футболке и шортах, когда вокруг вечерние туалеты - не у всех, но все таки....

Тут музыкальное трио, там дуэт, в третьем салоне - гитарист, в театре- шоу, каждый день новое. Впрочем, о последних у меня особое мнение: они рассчитаны на бэби-бумеров на пенсии и меня совершенно не трогали ни песни, ни танцы, но публика в массе была в восторге. Артисты, как практически везде в Америке, отлично пели и танцевали, и молниеносно переодевались - за часовой концерт минимум раз 5.

Вечером в пятницу я уже ни на что не была способна - учитывая 3-х часовую разницу с Миннеаполисом день был на редкость длинным, так что после отличного ужина едва доползла до каюты и рухнула в сон.

Суббота был день чистого плавания и большую его часть я провела на палубе, любуясь пейзажами, айсбергами, и безуспешно надеясь на китов. Некоторые айсберги были голубыми, другие белыми, но встречались и полосатые - возможно, отголоски лесных пожаров.

Воскресенье - Джуно, столица штата, население зимой - около 30 тысяч, летом значительно увеличивается. Первое о чем думаешь - о золотой лихорадке и Джеке Лондоне. Но если о лихорадке тебе напоминают со всех сторон, то о ее певце - молчат как зарезанные. Впрочем, кроме "Белого клыка" его произведений здесь никто, кроме литературоведов не знает. В Джуно у меня было 2 экскурсии: первая -обзорная по городу, с заездом на ледник Менденхoл и в "детский сад," где воспитывают мальков лосося.

Из достопримечательностей - виды даунтауна, дом губернатора, русская церковь Св. Николая, многочисленные стоянки гидросамолетов, деревянные мостовые и дома на "ходулях" - приливы очень мощные,  и куст рододендрона - удивило, что их много, пока не вспомнила, что Джуно на широте Тарту - не такой уж крайний север.

Ледник поразил ярко-голубым льдом - он так спрессован, что отражает все цвета, кроме голубого.Он больше всего похож на реку и айсберги совсем маленькие. Говорят там пропасть медведей и все мусорки оборудованы замками.  Очень понравились мхи и лишайники - они первыми заселяют голые скалы, оставленные отступающим ледником, который за последне 50 лет сильно сократился на 1.75 мили. А за последние 500 лет всего на 2.5 - вот тебе и глобальное потепление...

"Детский сад" (hatchery) для рыб (разных видов красной рыбы - кижуч, нерка, горбуша, и т.д.) - это место, где мальков "воспитывают" в родной воде, чтобы они потом вернулись туда из океана. Я видела первую стадию - икринки превратились в alevin или sac fry. Потом они воспитываются в хатчери от 3-х до 6 месяцев (у некоторых видов до года), пока они не "запомнят" химический состав родной реки и не изменятся настолько, что смогут жить самостоятельно в океане, где они будут резвиться 3-5 лет, чтобы вернуться, отдать икру и погибнуть.

Экскурсию по Джуно я завершила поездкой на единственном на Аляске фуникулере, который поднимается на 1800 футов (549м) от причала круизных лайнеров через тропический лес к Горному дому, откуда открывается обширный панорамный вид на Джуно и канал Гастино. Фуникулер Джуно — один из самых вертикальных в мире.