Современники назвали это сражение «Луцким прорывом» - по названию места, где оно развернулось. Название же «Брусиловский прорыв» эта баталия получила позднее в честь одного из своих организаторов.
4 июня 1916 года Юго-Западный фронт русской армии под командованием генерала А. А. Брусилова приступил к проведению фронтовой наступательной операции итогом которой стало взятие Буковины и Южной Галиции, а заодно - полный разгром австрийской и германской армий. Это было крупнейшее из сражений Первой мировой войне по количеству суммарных потерь.
Началу Брусиловского прорыва предшествовало одно очень важное обстоятельство. Дело в том, что наступление русской армии, запланированное на лето 1916 года, должно было стать частью совместных действий Антанты на нескольких ключевых театрах военных действий.
При этом соотношение сил складывалось в пользу царской армии. Общая численность войск Северного и Западного фронтов насчитывала около 1220 тысяч человек пехоты и кавалерии, в то время как у немцев едва ли набралось бы 620 тысяч.
Основной удар должен был быть нанесён в сторону Вильно войсками Западного фронта, которым командовал генерал А. Е Эверт. Что же касается Брусилова, «давшего» своё имя наступлению, то он командовал в то время Юго-Западным фронтом, который Ставка предполагала задействовать на вспомогательном направлении - на Луцк и Ковель.
Время было крайне неспокойное. Русская Ставка опасалась, что французы и англичане могут проиграть битву под Верденом и потому, не дожидаясь начала действий союзников по Антанте, двинула свои войска в наступление.
Раннее утро 4 июня 1916 года началось с артподготовки, продолжавшейся больше двух дней, которая привела к тому, что первая полоса обороны противника была разрушена, а артиллерия частично уничтожена. Но это было только начало битвы. Русские войска численностью почти в 600 тысяч человек перешли в наступление и прорвали укреплённую позиционную оборону австро-венгров на 13 участках фронта, после чего начали расширять линию прорыва по флангам и в глубину.
Успехи русской армии в первые дни Брусиловского прорыва поистине впечатляли. Уже через два дня после начала битвы в плену оказалось свыше 900 вражеских офицеров, около 40 тысяч низших чинов, а среди трофеев - 77 орудий, 134 пулемёта и 49 полевых бомбомёта.
В дальнейшие дни успехи были ещё более внушительными. 7 июня 8-я армия генерала А. М. Каледина взяла Луцк и она же 15 июня нанесла сокрушительное поражение войскам эрцгерцога Иосифа Фердинанда. 7-я и 11 армии тоже прорвали линию вражеской обороны, но противник провёл ряд контрударов, заставляя их приостановить наступление.
18 июня 9-я армия под командованием П. А. Лечицкого с боем заняла хорошо укреплённый город Черновцы, который австрийцы называли «Вторым Верденом» и считали по сути неприступной твердыней. Которая, к слову, довольно быстро пала под натиском русских войск.
Таким было начало Брусиловского прорыва, по праву считающегося одним из самых выдающихся боевых эпизодов Первой мировой войны. Но при этом сам Брусилов остался его результатами недоволен, потому что считал, что их, этих результатов, по сути и не было несмотря на все успехи начального периода. Западный фронт так и не нанёс основной удар, а Северный не торопился действовать и предпочитал просто тянуть время.
Ставка же оказалась просто бессильна управлять всеми фронтами, задействованными в наступательной операции. И потому та самая грандиозная победа, которая могла стать реальностью при правильном образе действия верховного главнокомандования, так и не была достигнута.