Найти в Дзене
История в историях

От смуты XVII века спасение России пришло из опричных земель Ивана Грозного

Опричные земли
Опричные земли

Михаил Леонидович Томилин г. Клин

«ОПРИИЧНИНА (от др.-рус. «оп­риш­ный» – от­дель­ный, осо­бый), осо­бое административно - территориальное об­ра­зо­ва­ние в со­ста­ве Рус. гос-ва – лич­ное вла­де­ние ца­ря Ивана Гроз­но­го и его се­мьи в 1565–72; име­ла собств. со­ци­аль­но-по­ли­тич. ин­сти­ту­ты, ор­га­ны управ­ле­ния, во­ен. си­лы, слу­жи­лую ор­га­ни­за­цию и фи­нан­сы.» (БРЭ)

Опричные территории образовывались с 1565–1572 годы, о их формировании в Большой Российской энциклопедии, составленной академическими учеными написано: «Иван IV вклю­чил в Опричнину несколько ви­дов зе­мель и тер­ри­то­рий: около 20 двор­цо­вых и об­роч­ных во­лос­тей в цен­тре, на се­ве­ро-за­па­де и в Ср. По­вол­жье, ко­то­рые долж­ны бы­ли обес­пе­чить ца­ря, оп­рич­ный двор и вой­ско с.-х. и про­мы­сло­вой про­дук­ци­ей; прак­ти­че­ски все го­ро­да и по­се­ле­ния с раз­ви­той со­ле­до­бы­чей как внут­ри Опричнины. (Соль-То­тем­скую, Соль­вы­че­годск, Со­ли­га­лич), так и в ок­ру­же­нии зем­ских зе­мель (Ста­рую Рус­су, Ба­лах­ну), при­но­сив­шие весь­ма боль­шие до­хо­ды; По­мо­рье и сев. го­ро­да (Под­ви­нье с Хол­мо­го­ра­ми, Ва­гу, Кар­го­по­лье, Ве­ли­кий Ус­тюг со все­ми во­лос­тя­ми, Во­ло­гду с уез­дом), важ­ные в ма­те­ри­аль­но-фи­нан­со­вом от­но­ше­нии и для кон­тро­ля над мар­шру­том рус.-англ. тор­гов­ли, имев­шей стра­те­гич. зна­че­ние; 10 го­ро­дов с уез­дами, из­бран­ных по двум кри­те­ри­ям – на­ли­чию от­но­си­тель­но мно­го­чис­лен­ной и с ка­че­ст­вен­ным со­ста­вом слу­жи­лой кор­по­ра­ции по­ме­ст­ных де­тей бо­яр­ских, а так­же рас­по­ло­же­нию в зна­чи­мых в гео­по­ли­тич. или во­ен. от­но­ше­ни­ях рай­онах (на за­па­де – Вязь­му и Мо­жайск, на юго-за­па­де – Ко­зельск, Лих­вин, Ме­дынь, а так­же Ма­лый Яро­сла­вец, Бе­лёв и две тре­ти Пе­ре­мыш­ля, в цен­тре и в За­волжье – Суз­даль с Шу­ей и Га­лич со все­ми при­го­ро­да­ми).»

Отметим, что в опричнину земли могли входить избирательно частью города или уезда: «В опричнину могли брать не только целые уезды и волости, но и их куски, например часть Ржевского (другая была по-прежнему подведомственна земскому «Тверскому дворцу») и Клинского уездов, а также часть новгородской Шелонской пятины. Царь не раз распоряжался приписать к дворцовым волостям отдельные сёла и деревни опальных или просто чем-либо приглянувшиеся ему земли…» (из книги Курукина Игоря Владимировича «Повседневная жизнь опричников Ивана Грозного»)

-2

Кроме указанных земель: «В сто­ли­це в Опричнину во­шли тер­ри­то­рия от Чер­то­лья до ле­вой сто­ро­ны Ни­кит­ской ул. вклю­чи­тель­но (за ис­клю­че­ни­ем ря­да мо­на­сты­рей и их сло­бод), неболь­шая часть Мо­с­ков­ско­го Крем­ля и ряд сло­бод в др. час­тях го­ро­да.» К лету 1566 года в Опричнину во­шли: «При­кам­ские вла­де­ния Строгановых; в 1567 – Ко­ст­ро­ма, Ста­ри­ца, Ве­рея, часть Бо­ров­ско­го у., но­вые сло­бо­ды в Мо­ск­ве.» «Как пишет проф. С. Ф. Платонов «Территория опричнины, слагавшаяся постепенно, в 70-х годах XVI в. составлена была из городов и волостей, лежавших в центральных и северных местностях государства — в Поморье, замосковных и заоцких городах, в пятинах Обонежской и Бежецкой. Опираясь на севере на „великое море окиан“, опричные земли врезывались в „земщину“, разделяя ее надвое» (из книги «Война и мир Ивана Грозного» Тюрина Александра)

Отметим, что, когда В октябре 1575 Иван Грозный воз­вёл на русский трон «ве­ли­ко­го кня­зя всея Ру­си» (возвел на трон, или назначил его руководить Земщиной, на царство Бекбулатович помазан не был): «Не­дав­но кре­стив­ше­го­ся ка­си­мов­ско­го ца­ре­ви­ча Симеона Бекбулатовича. С од­ной сто­ро­ны, этот шаг был, воз­мож­но, свя­зан с пред­ска­за­ния­ми «вол­хвов» о смер­ти рус. ца­ря в этом го­ду. С др. сто­ро­ны, И. IV В. сно­ва при­шёл к вы­во­ду, что не мо­жет управ­лять стра­ной тра­диц. ме­то­да­ми, и вновь раз­де­лил го­су­дар­ст­во на две час­ти. В свой т. н. Мо­с­ков­ский удел И. IV В. вклю­чил как быв. оп­рич­ные зем­ли (Под­ви­нье, По­мо­рье, Во­ло­гду, По­ше­хо­нье, Рос­тов, Суз­даль, Ко­зельск, Пе­ре­мышль, Лих­вин), так и зем­ские (Дмит­ров, Ста­ри­цу, Зуб­цов, Ржев, Псков с Пор­хов­ским у. и др.), в уде­ле дей­ст­во­ва­ли осн. при­ка­зы (Двор­цо­вый, Раз­ряд­ный, Дво­ро­вая чет­верть, при­каз Боль­шо­го при­хо­да, Суд­ный), осо­бый двор, в верх­них чи­нах ко­то­ро­го на­ря­ду с по­бе­див­шей «пар­ти­ей» при­сут­ст­во­ва­ли пред­ста­ви­те­ли двух ари­сто­кра­тических фа­ми­лий (кня­зья Шуй­ские, кня­зья Трубецкие).»

Расолог Владимир Авдеев кроме экономических, политических и стратегических соображений обратил внимание на своеобразный отбор Иваном Грозным опричных земель: «Иван Грозный был человеком потрясающей интуиции. Физиономия у него не идеально нордического типа, но гениальный политический деятель, ничего не скажешь. Когда Пётр Первый создал столицу на новом месте, он уже действовал рационально. Во времена Ивана Грозного этого ещё не было. Только интуиция царя, понимание, что надо встряхнуть элиту, сделала Александровскую слободу на некоторое время столицей Русского государства.

Как-то я приехал в гости к своему другу, ныне покойному Петру Михайловичу Хомякову, у него был дом в Александрове. Пошли в музей. И там у нас у обоих отвалилась челюсть. Мы узрели, что карта русской опричнины полностью совпадает с картой возникновения русского суперэтноса. Это генетическая сердцевина. Вот за что Ивану Грозному с точки зрения расового теоретика Владимира Авдеева надо ставить памятники! Когда шла дискуссия об установлении ему памятника, кто всполошился? Дегенераты и метисы. И, кстати, карту опричнины в музее потом зачем-то убрали.

Нам нужны не комедии типа «Иван Васильевич меняет профессию», а исследования законодательных актов Грозного, его войн и даже браков. Мы должны рассматривать эту великую историческую персону в полном многообразии её проявлений со всеми плюсами и минусами.»( Из статьи А. Смирнова «Раса и власть» https://zavtra.ru/blogs/rasa_i_vlast_)

Отобранные Иваном Грозным опричные земли и люди спасли Россию в годы смуты 17 века, об этом исчерпывающе сказано кандидатом исторических наук А.И. Фурсовым в его статье «Три смуты два праздника» (https://www.russiapost.su/archives/95170 ): «Беда для всех губителей Руси-России пришла, откуда не ждали — из северо-восточных русских земель надвинулось ополчение, которое решило судьбу России, вывело её из разрухи и прогнало чужеземных супостатов — послания патриарха Гермогена наконец-то нашли своего адресата. В самом начале 1611 г. в уездных, посадских и волостных мирах севера возникает вторая волна земского движения (первая возникла в 1609 г. и была связана со Скопиным-Шуйским). Сначала эта волна возникает как сугубо местно-оборонительное движение (от шаек казаков тушинского вора, от чужеземных грабителей, от русского сброда). Однако вскоре жители поволжских и поморских волостей поняли, что от обороны нужно переходить к наступлению и идти на Москву …»

А.И. Фурсов отвечает почему именно опричная часть России стала её спасительницей «колыбелью терминаторов Смуты»: «Причин — несколько. Во-первых, на северо-востоке значительно меньше были выражены сословные различия, а следовательно, выше была степень социальной сплочённости, которая транслировалась в национальное единство. Во-вторых, получив во время реформ середины XVI в. более широкие самостоятельность и самоуправление и привыкнув к ним, северо-восточные миры оказались вполне способны к самоорганизации. В-третьих, эта самоорганизация подпиралась зажиточностью, а иногда просто богатством этих миров в качестве мощного экономического базиса, позволявшего организовать и экипировать войско ..А вот о причине этих зажиточности и богатства имеет смысл сказать особо: в их основе лежит опричнина. Дело в том, что земли, откуда пришло спасение Руси, в опричные времена были отписаны в опричнину, и торгово-промышленное население этих районов от этого весьма выиграло, это «принесло… Северу значительное повышение его торгово-промышленной деятельности, обеспечив доступность внутренних рынков и открыв путь к сбыту на западе, через Белое море», — пишет один из авторов многотомника «Три века». Я уже не говорю о торговле в сторону Каспия, которую тоже «оседлали» опричные районы Поволжья. Таким образом, спасение Руси и самодержавия пришло из тех социально-экономических «закладок», которые за несколько десятилетий до Смуты заложила опричнина.» То есть царь Иван Грозный