Жизнь занимает любое пространство, малое или большое, каждый уголок биосферы. Иногда представителям биоты приходится отвоëвывать его друг у друга, вступая в прямое столкновение. И это не относится к хищнику и его жертве. Это конкуренция между организмами, не связанными прямыми пищевыми взаимодействиями.
Окунëмся в море... Нет-нет, это не призыв тут же отправиться в отпуск к заветным берегам. Речь идёт о наблюдениях за обитателями морских пучин современности и особенно прошлого. А уж в то море нам не нырнуть никогда.
Конкуренция происходит даже между животными, которые всю жизнь неподвижны или малоподвижны. Например, среди кораллов. Они образуют массивный наружный скелет, состоящий из карбоната кальция. Разрастаясь в разных направлениях, соседние колонии мадрепоровых кораллов могут обрастать друг друга, замуровывая часть колонии соседа. То же происходит и между животными, принадлежащими к разным современным типам. Например, между губками и кораллами.
Такое соперничество существовало всегда. Приведём только один пример.
В далеком карбоне (каменноугольном периоде) на территории современной Тульской области было мелководное тёплое море, населённое всяческой живностью. На дне, например, жили губки-хететиды.
Это животные, палеонтологическая судьба которых была очень сложной. Ну никак палеонтологи не могли понять кто это! Одни считали их кораллами, другие — гидроидными полипами. Наконец нашли современного представителя группы – акантохететеса (Acanthochaetetes), всесторонне изучили его и вынесли вердикт. Хететиды – губки. А всё потому, что нашли в его трубчатом скелете спикулы – характерный признак губок. Основа массивного скелета — карбонат кальция, а звездчатые и игольчатые спикулы состоят из оксида кремния. Так и место в животном царстве у хететид появилось, и выяснилось, что вовсе они не вымерли. Но вернемся к нашей небольшой истории…
В Тульском областном краеведческом музее хранится очень старая (возможно и XIX века) находка хететеса. В древнем море рядом с ним обитали многочисленные другие организмы: кораллы-ругозы и табуляты, брахиоподы, мшанки, всевозможные моллюски, морские лилии и т.д. Но вот коралл-табулята сирингопора (Syringopora) «решил» забраться повыше, чтобы не сидеть на самом дне морском. Он поселился на поверхности хететеса (Chaetetes), намереваясь зарасти бедную губку. Но последняя оказалась не робкого десятка и сама замуровала еще не успевший разрастись коралл. И мораль такова: не селись на губках — сам же пострадаешь!
А на самом деле так нам удалось увидеть один из трагических сюжетов древней жизни: борьбу за существование. И эта схватка двух организмов-фильтраторов произошла не за год или два, а за какие-то недели или месяцы – маленький временной кусочек жизни карбонового моря.
Автор: Алексей Пахневич