Найти тему
Акрополь

Белые капюшоны или «Крестьяне хотели мира»

«Бог внял мольбам бедняков, так долго стенавших от притеснений и скорби. Он послал им спасителем не императора, не короля, не князя церкви, но бедного человека по имени Дюран» - Ригорд из аббатства Сен-Дени»

Двенадцатый век. Юг Франции. Непрекращающиеся феодальные войны, разоряющие города и селения. Вслед за разборками сеньоров стервятниками вздымаются неисчислимые армии наёмников, во Франции того периода именуемые "рутьерами". И если сама по себе война, уже не предвещает ничего хорошего, то вот появление рутьеров на горизонте буквально синоним смерти для рядового крестьянина, горожанина и даже представителя церковного клира. В хрониках XII века ни раз встречаются упоминания о зверствах учиняемых наёмниками по отношению к слугам церкви:

«Некоторые, избитые бичом, умирали, другие же избегали пыток в течение долгого пленения, только платя выкуп. Сии демоны топтали ногами священные гостии, а из алтарных покровов делали плащи для своих сожительниц»

Однако, к сожалению для большинства, решать проблему кровожадных наёмников никто не собирался - рутьеры были выгодным инструментом ведения войн, а аристократия нередко присоединялась к их разбоям ради собственного обогащения. Даже III Латеранский собор, осудивший наёмников не привёл к кардинальным сдвигам в этом вопросе. Но 1182 год, стал годом преткновения, когда, казалось бы, бесконечное терпение народа иссякло, уступив место человеческой решимости. На Юге Франции в городе Ле-Пюи-ан-Веле некий плотник, Дюран Дюжарден, стал собирать войско Мира. Хроники по-разному интерпретируют причину, столь необычного поступка: для одних к плотнику явилась сама Богоматерь с Христом на руках и надписью: «Agnus Dei, qui tollis peccata mundi, dona nobis расе» (Агнец Божий, берущий на Себя грехи мира, — помилуй нас), для других вся организации это происки местного епископа. Дюран сплачивал вокруг себя людей, чтобы остановить бесчинства рутьеров, избавить окрестности от разбойников, попутно приводя людей ближе Богу. Вступившие в «братство» должны были платить праздничные взносы, ни сквернословить, ни играть в азартные игры, не богохульствовать, не пьянствовать и не носить изящную одежду. Поддержку в своём начинании Дюран нашёл достаточно быстро, судя по сообщениям Жоффруа, монаха из монастыря Святого Марциала, уже к Пасхе 1183 года армия мира Богоматери насчитывала несколько тысяч. В основе своей движение защищало землю от разбоев рутьеров, не гнушаясь и превентивными мерами. Например, они могли потребовать у сеньора изгнания наёмников или просто напасть на них.

Характерным элементом «барства» являлись белого оттенка капюшоны «capuciati», что и подарили течению характерное название «капюшонники» или «белые капюшоны». К капюшону привязывали две схожего цвета ленты, на одну и из которых приковывали оловянную бляху с изображением Богоматери и Младенца и со словами «Agnus Dei».

Крупнейшей победой движения считается битва при Ден-Ле-Руа. Белые капюшоны потребовали у местного сеньора, Шарантона Эбба VII, избавить территорию от наёмников. Видимо, не имея желания или возможностей Эбб обманом и коварством вывел наёмников из города, заперев за ними ворота. Рутьеры, осознавая, что у них нет и малейшего шанса, сдались - и сражение между псами войны и поборниками мира превратилось в простую резню:

«Когда они увидели, что их предали, и угрожают решительной рукой, как диким животным, то растеряли свою обычную свирепость; они не защищались и дали себя перерезать, как баранов на скотобойне»

-2

Братство капюшонников росло, а вслед за ним и успехи. Один за одним, рутьеры и бандиты складывали свои головы перед народным гневом. И казалось опасность ведения разбойнического образа жизни, даёт вздохнуть с облегчением, но увы… Судя по всему народный гнев уже не мог остановиться, и воспрепятствовав грабежу нелегитимному, принялись за его законную версию. Братство стало защищать крестьян и горожан от незаконных поборов и самоуправства сеньоров. Новая политика капюшонников сделала их врагами знатных господ, действия которых не заставили ждать. Вчерашние «спасители мира» стали превращаться в «мерзких отщепенцев» и «еретиков». А уже в 1184 году сеньоры сокрушили этот элемент социально-политического протеста (в том числе и при поддержке наёмников).

По итогу слаженный механизм народной самоорганизации, вызванный нечеловеческими условиями и отсутствием какой-либо защиты со стороны властных лиц, был задушен в зародыше. Просуществовавшие менее трёх лет белые капюшоны, привнесли немало положительных изменений в жизнь беззащитных сословий. На короткий промежуток времени разбой был сокрушен, однако их попытка изменить социальный договор между элитой и обществом, привела к краху братства. Вот так ещё вчера казавшаяся победа над разбоем (в настолько массовом его виде) закончилась его очередным расцветом, а одна из оригинальных форм организации снизу была уничтожена во имя корыстных интересов.