Найти в Дзене
Blackwood history

Варварские королевства. Право на свободу.

Все мы слышали истории про храбрых морских налетчиков, что назывались викингами. Долгие годы эти веселые и очень неленивые ребята ураганили по всей им известной Ойкумене, грабя и захватывая в плен христиан, язычников, да пусть даже и мавров. Чтобы, вернувшись домой, сделать их рабами. После чего продать на невольничьих рынках или заставить работать на своей земле.

Вообще, с рабством в землях Европы во времена Раннего Средневековья все было отлично. Римские традиции рабства, имевшие свое начало еще с Античных времен, усилиями легионов Вечного Города стали понятны и привычны всем племенам, что населяли Европу. Да и германские племена, пришедшие в Центральную и Западную Европу на волне "Великого переселения народов" с рабством были знакомы не понаслышке.

Все, все из за денег.
Все, все из за денег.

Пленные, захваченные в налетах, не могущие воплотить долг родичи и даже преступники по законам "Варварских королевств" становились почти бесправными рабами. Не такими, конечно, бесправными, как рабы Великого Рима, все же они имели хоть какой-то статус в законах германских племен. Но все равно судьбе их можно было только посочувствовать.

  • X. О краже рабов.
    § 1. Если кто украдет раба, коня или другое животное, присуждается к уплате 30 солидов. «Салическая правда»

Но было в те далекие времена в землях варварской Европы еще одно сословие. Не свободные и не рабы. Зависимые от своего господина, но не являющиеся его собственностью. Не имеющие прав свободного, но хранящие дома, оружие. Назывались они в разных уголках мира по-разному.У лангобардов - альдии, у англов - лэты, в землях же франков звали их литы. И именно про них, дорогой друг, мы сегодня поговорим.

И вот со свободными гражданами "Варварских королевств" впрочем, как и с теми, кто был несвободен, все было чрезвычайно просто. Главное, что отличало свободного человека в те времена, франка, например это то, что он был частью рода, племени, союза племен и, в конце концов, королевства. И имел известные права и обязанности.

Свободные франки.
Свободные франки.

С одной стороны, он платил налоги, призывался на общественные работы, а в случае войны должен был встать в ряды ополчения со щитом, копьем и саксом сам, или снабдить деньгами того, кого выберет совет местных старейшин. С другой стороны, его слово имело определенный вес там, где он жил, земля его, как, впрочем, он сам и семья, была защищена местными законами. что у франков назывались, например, "Салической правдой".

  • XLII. О человекоубийстве скопищем
    § 1. Если кто, собравши скопище, нападет на свободного человека в его доме и там лишит его жизни, и если убитый состоял на королевской службе, (убийца) присуждается к уплате 1800 солидов
    § 2. Если же убитый не состоял на королевской службе, (убийца) присуждается к уплате 600 солидов. «Салическая правда»

Раб же, напротив, ничего не был должен государству франков. Он даже не должен был соблюдать его законы. За любой проступок раба, что противоречил законам и правилам, нес ответственность в первую очередь его хозяин. И хотя, в отличие от римской традиции, раб в варварских королевствах имел некоторые права и обязанности, жизнь его ему, собственно, не принадлежала. Он шел туда, куда прикажут, делал то, что ему прикажут, и даже женился на том, на кого покажет ему хозяин.

Делать то что прикажут
Делать то что прикажут

А кто же такие были литы, может быть, рабы? Совершенно точно нет. "салическая правда" прямо говорит об этом, не просто прямо разделяя эти понятия, но и подтверждая это финансово. За часть совершенных преступлений литы (впрочем как и в том случае, если их совершали против Лита), следовали совершенно другие наказания, чем рабу.

  • XIII, О похищении свободных.
    § 8. Если же свободная девушка добровольно последует за рабом, она лишается своей свободы.
    § 9. Свободный, взявший чужую рабыню, несет то же самое наказание.
    Приб. 1-е. Если кто-нибудь возьмет чужую литку в жены, присуждается к уплате 30 солидов. «Салическая правда»

В отличие от раба, лит имел право заключать сделки, владеть своим собственным имуществом и даже наследовать имущество своих родственников. Впрочем, для этого, в отличие от свободного человека, ему требовалось заплатить королевский налог. А имея имущество, совершенно естественно, он мог вести собственное хозяйство и даже арендовать и обрабатывать землю, отдавая лишь часть урожая хозяину этой самой земли и сборщику налогов. И да, лит платил налоги и мог обратиться в королевский суд, что никогда бы не смог сделать раб.

И даже обратится в суд можно.
И даже обратится в суд можно.
  • L. Об обязательстве
    § 1. Если кто, свободный или лит, даст другому обязательство, тот, кому дано обязательство, по истечении 40 суток, или установленного между ними срока, должен явиться к его дому в сопровождении свидетелей, и с тем, кому надлежит произвести оценку имущества. И если должник не пожелает выплатить по обязательству, он, сверх обозначенного в обязательстве долга, присуждается к уплате 15 солидов «Салическая правда».

Но и это еще не все. Литы могли и были обязаны идти в военный поход со своим хозяином и так же, как их господин, быть к нему готовым. А быть готовым в "салической правде" это означало в первую очередь иметь оружие, припасы и обладать хотя бы минимальной военной тренировкой. Которую в те славные, хотя и непростые времена можно было получить, только будучи полностью принятым обществом. Рабам военная тренировка не полагалась. Война в "варварских королевствах" это привилегия свободных.

И, конечно же, самое главное, что отличало лита от раба, это то, что за убийства лита его родственникам убийца должен был выплатить Вергельд. который по законам тех времен платили только за свободного человека.

Война, привилегия свободных.
Война, привилегия свободных.

Тогда, может быть, лит это был свободный человек? Совершенно точно нет. От свободного человека Лит отличался еще больше, чем от раба, и в первую очередь, конечно, в глазах закона. Во всех преступлениях, что упоминаются в "Салической правде" литы всегда упомянуты вместе с рабами. И наказания им законом назначены. одинаковые, при этом совершенно не такие, как у свободного человека.

Литы, как и рабы, не могли вступать в брак со свободными, а родившиеся в таком союзе дети всегда считались незаконными и обесчещенными по рождению. Впрочем, брак с рабом, например, имел еще худшие последствия, даже свободный человек запросто мог поменять свое положение полноправного гражданина на рабский ошейник.

Более того, законы того времени прямо говорят нам, что лит не свободен и у него есть хозяин, которому его свобода принадлежит. И хотя он может пожаловаться на своего хозяина в суд, однако уйти от него сам не может под угрозой серьезнейшего наказания.

  • XXVI: "Если. какой-нибудь свободный человек в присутствии короля через денарий отпустит на волю чужого лита без согласия господина последнего и будет уличен, присуждается к уплате 100 солидов. Вещи же лита должны быть возвращены его законному господину". «Салическая правда»

Согласись, дорогой друг странная получается ситуация. и не раб, и не свободный, имеющий по закону франков какие-то права, но при этом имеющий также и хозяина. Почему так получилось? Непонятная история. Но это только на первый взгляд.

Все дело, как обычно, в деньгах. Вернее, в налогах. Уже с V века германские племена и племенные союзы, непрерывно воюя друг с другом, строили новые королевства на обломках Римской империи. И главным, а зачастую и единственным инструментом этого строительства была армия. Большая, сильная, хорошо подготовленная.

Армия франков сильна. Но прожорлива.
Армия франков сильна. Но прожорлива.

А для того, чтобы иметь такую армию, требовалось три простые вещи: деньги, деньги и деньги. Армия вообще, а особенно в мирное время, может поглотить любое количество денег, которые ты ей предложишь. Ей всегда требуется новое оружие, новые кони, одежда, кузни, крепости, казармы, длинные дома и новые воины. Множество новых воинов. А единственное, что может принести тебе достаточное для прокорма большой и сильной армии количество денег - это налоги.

Раннее Средневековье, как знают самые внимательные читатели, было временем не то чтобы очень простым. Раннесредневековый климатический пессимум, чума, распад торговых путей, варвары с востока и арабы на юге. Все это не то чтобы очень хорошо сказывалось на жизни вообще и экономике в частности. Торговля, ремесло и прочие еще недавно доходные занятия не приносили больше заметной прибыли. Единственным надежным источником дохода, а значит, и главной ценностью стала земля.

Главная ценность, земля.
Главная ценность, земля.

Именно с земли варварские законы считали размер податей и налогов. Именно люди, владеющие землей, наполняли королевскую казну, без которой невозможно существование королевства. И это было бы неплохо, но тут молодые государства Европы поджидала засада, не меньшая, чем та, что при Винведе устроил своим врагам король Нортумбрии. Земля, бывшая во владении свободных людей королевства, переходя по наследству от отца к сыновьям, постоянно становилась все более и более разделенной.

Крупные изначально пахотные земли уменьшались каждые 20 лет в размерах, увеличиваясь при этом количественно в арифметической прогрессии. Землевладельцев становилось больше, они становились беднее, и брать с них столько же денег, сколько и раньше, стало просто невозможно. Мелкие хозяйства были озабочены больше тем, чтобы просто выжить, а королевских мытарей встречали значительно чаще жалобами на неурожай, чем положенными налогами. И с этим нужно было что-то делать.

И вот именно этим "чем-то" и оказались новые законы, что появились у всех народов Европы. И хотя народы эти были разными и законы у них назывались по своему, главным в них стало право свободного человека на землю и право наследования, составленное таким образом, чтобы земельный надел, переходя от отца к сыну, не уменьшался.

Крестьянский труд нелегок.
Крестьянский труд нелегок.

Это было удобно всем. Кроме тех бедолаг, кому земли не доставалось. И если свободные люди как-то еще могли существовать, будучи арендаторами у крупных землевладельцев, то пришлым чужакам, инородцам, вольноотпущенникам и тем, чья удача была не очень велика, пришлось солоно.

Варварские законы вообще были не сильно справедливы и всегда руководствовались принципами неравноправия. Что уже говорить о людях, что не считались для франков или лангобардов своими? Они не могли получить во владение хоть сколько-нибудь плодородной земли.

А значит, не могли достичь никакого положения в обществе и отстоять свои права. Только отчасти защищенные законами, которые не считали их ровней свободным людям варварских королевств, они не имели ни одного шанса не стать людьми второго сорта.

Законы и справедливость понятия не тождественные.
Законы и справедливость понятия не тождественные.

А попав в зависимость от местной аристократии, владеющей землей и королевского закона, уже через несколько поколений они не видели никакой другой судьбы, кроме той, зависимой от милости свободных землевладельцев жизни, которой жили их отцы и деды.

Хотя, сказать по правде, это была далеко не худшая судьба в Европе в те смутные времена. Литы хотя и были полузависимым сословием, арендующим землю у местной аристократии, на деле жили не сильно хуже небогатых свободных общинников и совершенно точно намного лучше, чем чужаки, рабы и вольноотпущенники.

Кстати, со временем именно литы и стали основой бесправного крестьянства Классического Средневековья. Вернее, уравнивание их в правах со свободными людьми из самых бедных и полное смешивание этих беднейших слоев населения превратило свободные германские общины в податных крестьян, отделив их от военной элиты и владеющей землей аристократии.

Военная аристократия франков это примерно так
Военная аристократия франков это примерно так

Вот такая грустная получилась история про людей, законы, свободу, налоги и темные века. Впрочем, веселых историй в Раннем Средневековье было вообще не очень много. Но одну такую я обязательно расскажу тебе, дорогой друг, в следующий раз.