Найти тему
СВОЛО

Смутность

Чем она хороша, смутность? – Обещанием любимого труда по прояснению недопонятного.

.

Так случилось, что я стал как-то чересчур оригинальным. Принял в качестве своих такой набор понятий, что получился уникальный букет.

Только в самое последнее время нашёл почти единомышленницу – искусствоведа Екатерину Андрееву – в понимании ницшеанства как метафизического иномирия.

И обладателями так понимаемого ницшеанского идеала совершенно неожиданно оказались – при разборе – Чехов, Чайковский и Левитан. (Что дико для многих.)

Но вдруг я натыкаюсь на указание, что Пастернак их, всех троих, ввёл в одно стихотворение.

Зима приближается

Зима приближается. Сызнова

Какой-нибудь угол медвежий

Под слезы ребенка капризного

Исчезнет в грязи непроезжей.

.

Домишки в озерах очутятся,

Над ними закурятся трубы.

В холодных объятьях распутицы

Сойдутся к огню жизнелюбы.

.

Обители севера строгого,

Накрытые небом, как крышей!

На вас, захолустные логова,

Написано: сим победиши.

.

Люблю вас, далекие пристани

В провинции или деревне.

Чем книга чернее и листанней,

Тем прелесть ее задушевней.

.

Обозы тяжелые двигая,

Раскинувши нив алфавиты,

Вы с детства любимою книгою

Как бы посредине открыты.

.

И вдруг она пишется заново

Ближайшею первой метелью,

Вся в росчерках полоза санного

И белая, как рукоделье.

.

Октябрь серебристо-ореховый.

Блеск заморозков оловянный.

Осенние сумерки Чехова,

Чайковского и Левитана.

1943

Я радуюсь, конечно, тороплюсь скорей посмотреть, как именно это сделано. И – ужас – это 1943 год. Война. А Пастернаку хоть бы хны.

Может, он какими-то военными судьбами был заброшен в какую-то Тмутаракань?

Нет. В Карачеве он был осенью 1943-го. Это между Брянском и Орлом, а не края «севера строгого». Город был разрушен до основания, а не «Домишки… обители». И была жаркая осень, «командировка писателей закончилась 10 сентября 1943 года» (https://dzen.ru/a/X5UpLJjldwSh5xDk), а не «Октябрь». И в эвакуации он был в Чистополе, это около Казани. Он почти на севере был в поселке Всеволодо-Вильва в Пермском крае, но в 1916 году, «с середины января до конца июня» (https://permneft-portal.ru/newspaper/articles/permskiy-period-borisa-pasternaka/). Так он там нашёл себя, пишут. Как беспечного, пишут. Удрал от переосвидетельствования, грозившего мобилизацией, пусть и короче у него одна нога.

На пароходе

Был утренник. Сводило челюсти,

И шелест листьев был как бред.

Синее оперенья селезня

Сверкал за Камою рассвет.

.

Гремели блюда у буфетчика.

Лакей зевал, сочтя судки.

В реке, на высоте подсвечника,

Кишмя кишели светляки.

.

Они свисали ниткой искристой

С прибрежных улиц. Било три.

Лакей салфеткой тщился выскрести

На бронзу всплывший стеарин.

.

Седой молвой, ползущей исстари,

Ночной былиной камыша

Под Пермь, на бризе, в быстром бисере

Фонарной ряби Кама шла.

.

Волной захлебываясь, на волос

От затопленья, за суда

Ныряла и светильней плавала

В лампаде камских вод звезда.

.

На пароходе пахло кушаньем

И лаком цинковых белил.

По Каме сумрак плыл с подслушанным,

Не пророня ни всплеска, плыл.

.

Держа в руке бокал, вы суженным

Зрачком следили за игрой

Обмолвок, вившихся за ужином,

Но вас не привлекал их рой.

.

Вы к былям звали собеседника,

К волне до вас прошедших дней,

Чтобы последнею отцединкой

Последней капли кануть в ней.

.

Был утренник. Сводило челюсти,

И шелест листьев был как бред.

Синее оперенья селезня

Сверкал за Камою рассвет.

.

И утро шло кровавой банею,

Как нефть разлившейся зари,

Гасить рожки в кают-компании

И городские фонари.

1916 г.

Господи! Неужели это всё один и тот же Пастернак, влюблённый в миг! Собственно, в абы какой! – «Сводило челюсти» (спать хочется в «три» ночи), «бред» – это плохое. Но! «Синее оперенья селезня / Сверкал за Камою рассвет»!

А в 43-м? – То же самое! – «угол медвежий» и масса тому подобного – это плохое. Но! – «Накрытые небом, как крышей!»

Формула ж идеостиля импрессионизма какая? – Хвала абы какой жизни. Идёт 1916-й, идёт 1943-й, война, а… хороша любая жизнь. Даже любой её миг.

И потому – в пику – кончается первое стихотворение тремя ницшеанцами, тоже исключительно относившимися к мигу. Но! Как к нестерпимому горю, что вот он, миг, НАВСЕГДА уходит и больше никогда не повторится. Что нестерпимо. Аж до неприятия всего Этого мира с его физикой, временем и изменчивостью. – Что ж вместо Него? – Иномирие!

Так вот Пастернак так не согласен. Для него «сумерки» есть «Блеск оловянный». А это – хвала абы какой жизни.

То есть автор, пишущий о символизме и наведший меня на Пастернака, понял его с точностью до наоборот:

««Серебряный век», «духовный ренессанс», «греческое Возрождение», «новый александрийский период». Отметим: все эти выражения отмечены меланхолическим пассеизмом и осенне-сумеречным мироощущением. Очень точно в метафоре осени Б. Пастернак, соединив имена писателя, композитора и живописца, определил настроение современников: «Осенние сумерки Чехова, Чайковского и Левитана» («Зима приближается...», 1943)» (К. Г. Исупов. Блеск и нищета символизма. https://www.academia.edu/27138517).

Символизм был таки не без трагизма. Но это потому, что его идеостиль описывается формулой, схожей с поговоркой: «Не согрешишь – не покаешься, не покаешься – не спасёшься» в сверхбудушем с его Добром для всех.

И потом. Серебряный век – это не только символизм, а и декадентство (Добро и Зло равны, ну и пусть), и акмеизм (над Добром и Злом). – Всё с трагедией. Потому и сумерки есть образ этого века.

Исупов до всех этих тонкостей не доходит.

1 июня 2023 г.