Найти тему

Исследования произведений искусства в реставрации: виды, цели, доступность

Изучение объектов, поступивших в реставрацию, можно грубо разделить на две категории: основные и продвинутые. Разница заключается в используемом оборудовании. Ниже кратко представлены виды исследований в порядке возрастания, от требующих наименьшее количество оборудования, до тех, где без целой лаборатории не обойтись.  

1. Макроскопический анализ.

Фрагмент красочного слоя под микроскопом
Фрагмент красочного слоя под микроскопом

Проводится с помощью самого доступного для реставратора инструмента – зрения. Изучая объект визуально и с помощью небольших увеличительных линз, реставратор собирает первые необходимые для работы данные, такие как: а) Материалы и техника исполнения, б) степень сохранности произведения и стратиграфия его строения, г) возможное происхождение найденных патологий, д) предыдущие реставрационные вмешательства и следы бытования предмета. 

2. Библиографическое исследование.

На этом этапе, когда получены первые данные об объекте, начинается изучение его истории. Библиографическое исследование включает в себя поиск информации о произведении, его авторе, предыдущих владельцах, схожих объектах и т.п. 

3. Изучение с помощью УФ 

Люминесценция покровного лака (зеленым) и записи другим пигментом (темные)
Люминесценция покровного лака (зеленым) и записи другим пигментом (темные)
Люминесценция связующих, используемых на разных этапах покрытия рамы позолотой. Каждое связующее имеет свой уникальный цвет
Люминесценция связующих, используемых на разных этапах покрытия рамы позолотой. Каждое связующее имеет свой уникальный цвет

Позволяет обнаружить люминесцирующие материалы, такие как старые органические смолы. Также, с помощью ультрафиолетового излучения можно понять технику, которой выполнено произведение; обнаружить поздние вмешательства и степень их разрушения; определить происхождение некоторых пигментов и многое другое.

4. Тест растворимости

Используя известные тесты растворимости, на подобии теста Feller, можно определить тип и вид покровного лака, а также его примерный возраст. 

5. Изучение с помощью ИК

Инфракрасное излучение позволяет получить данные касательно техники исполнения живописи, информацию о нижележащих слоях и о предварительном наброске, сделанном художником. 

Слева: икона в видимом освещении, справа: фотография, сделанная в ИК спектре. Фото с сайта реставрация и консервация
Слева: икона в видимом освещении, справа: фотография, сделанная в ИК спектре. Фото с сайта реставрация и консервация

6. Рентгенограмма 

Позволяет более детально рассмотреть «внутренности» произведения, определить степень сохранности основы.

Рентгенограмма иконы. Фото с сайта реставрация и консервация
Рентгенограмма иконы. Фото с сайта реставрация и консервация

7. Анализы, позволяющие относительно точно определить химический состав органических и неорганических материалов, довольно обширны – и при этом каждый из них требует специального дорогостоящего оборудования, а потому используется редко и не всеми. Результаты, получаемые тем или иным способом, следуют одной цели – показать нам химический состав анализируемого объекта. Однако все они различаются методом взятия образцов, степенью разрушения взятого образца, принципом действия и областью применения. Ниже будет приведен лишь список основных анализов, т.к. даже краткое описание каждого из них займет отдельную статью.

Газовая хроматография-масс-спектрометрия (ГХ-МС), Инфракрасная спектроскопия с преобразованием Фурье (FTIR), Высокоэффективная жидкостная хроматография (HPLC), Сканирующая электронная микроскопия в сочетании с рентгеновской спектроскопией распределения энергии (SEM-EDS), Двухмерная ядерная магнитно-резонансная спектроскопия (NMR), Спектроскопия комбинационного рассеяния (Raman).

Фотография микрошлифа, сделанная при помощи SEM
Фотография микрошлифа, сделанная при помощи SEM