Физический или эмоциональный стресс приводит к повышению уровня сахара в крови, чем резко увеличивает вероятность развития сахарного диабета второго типа. Когда происходит стресс, организм начинает готовится к защите. Этой реакции организма миллионы лет, она безусловна и автоматична.
Для выживания необходима мгновенная реакция на опасность. Лазает спокойно древний человек по деревьям, ест вкусные плоды. Тепло, светло, сытно. А тут вдруг леопард! Организму надо мгновенно перейти из состояния покоя в состояние отражение агрессии. И чем скорее он это сделает, тем выше вероятность его выживания.
При опасности в кровь стремительно выбрасываются гормоны стресса, которые «живут» в надпочечниках. Все знают названия основных из них - адреналин и кортизол. Попав в кровь, они мгновенно повышают в ней уровень глюкозы, а также артериальное давление и частоту пульса. Тело за секунду готово к драке, бегству, отражению агрессии… Нужная, полезная реакция. Но, повторяясь многократно, она способна начать разрушение организма. В частности, повышая риск развития сахарного диабета 2-го типа.
Происходит примерно тоже, что при любом частом воздействии. Например, если вы натираете ногу, появляется кровоподтек. Если вы делаете это каждый день, нога опухает и лишает вас возможности двигаться. А, если надпочечники вынуждены работать интенсивно каждый день, происходит их истощение. Они уже не могут вырабатывать положенные им гормоны в нужном количестве. А это грозит нарушением иммунитета – частые ОРЗ, дерматиты, инфекции, аллергические реакции… Это один из основных механизмов психосоматических расстройств.
А теперь посмотрим на ребенка. Что может явиться для него стрессом?
Источники стресса:
- - семья (выраженная эмоциональность родителей, агрессивное поведение в семье одного из них или обоих, конфликты между родителями, несправедливое отношение к ребенку, предпочтение ему братьев и сестер, чувство вины, насаждаемое взрослыми по поводу учебы, поведения, отношения к быту, излишняя требовательность родителей…)
- - детский коллектив (конфликты и соперничество, более низкий иерархический статус в группе, социальное и материальное неравенство, буллинг…)
- - случайные факторы (испуг, присутствие источников тревоги)
- - внутренние переживания ребенка (даже часто снящийся один и тот же негативный сон, одни и те же негативные мысли).
Любой из этих факторов может стать источником развернутой хронической патохимической реакции в организме. Когда избыток и постоянный выброс гормонов стресса поддерживает уровень глюкозы в крови. А избыток сахара и невозможность его снижения из-за продолжающегося стресса резко повышает риски возникновения сахарного диабета у ребенка. Повторюсь, - выраженный стресс вызывает выброс гормонов стресса, повышает уровень глюкозы, а также артериальное давление и частоту пульса. Когда уровень стресса становится стабильно высоким, то временное повышение сахара становится постоянным. Возрастает нагрузка на сердечно-сосудистую систему ребенка, повышается риск постоянного высокого давления, возрастает потребность в переедании и организм начинает повышать вес. А эти факторы также еще более повышают вероятность развития диабета.
Таким образом стресс способен привести к нарушениям регуляции гормонов у детей. У них развивается хроническое дисметаболическое состояние…
Вывод: Стресс, как острый так и хронический, является одним из основных факторов развития у детей сахарного диабета. И, при наличии других факторов риска, кратно увеличивает опасность для ребенка.
Кейс: Обратилась мама с сыном 11 лет по направлению детского эндокринолога, который выставил диагноз – диабет 2-го типа. Мальчик с повышенной массой тела, не уверен в себе, при беседе отводит глаза, на вопросы отвечает невнятно и тихо. Мама сообщила, что в течение длительного времени примерно с возраста 4 лет, мальчик находился внутри конфликта между родителями. Постоянные скандалы, выяснения отношений, агрессия продолжались много лет, пока не произошел развод. В школе неплохо учится, но испытывает постоянное напряжение при общении со сверстниками, которые третируют его из-за большого веса, мягкости и робости. Вне школы мало контактен, не имеет друзей, стесняется пойти на кружок, хотя любит дома заниматься лепкой, рисованием…
Объективно: Сознание ясное. Ориентирован. Память и внимание соответствует возрасту. Мышление логичное, последовательное. Интеллект соответствует уровню полученного образования. Эмоциональная сфера – высокий уровень тревожности, сложность эмоционального контакта.
Диагноз: Хроническое тревожное состояние у акцентуированной по сензитивному типу личности. Формирование вторичных невротических реакций. Нарушение социальной адаптации.
Это – классический пример постстрессовой предрасположенности к возникновению сахарного диабета. Для того, чтобы помочь ребенку, надо было понизить уровень тревожности и перепрограммировать его поведенческие реакции…
Хотите знать больше, - подписывайтесь и читайте. Можете задавать любые вопросы в комментариях или на почту… psyterra.consult@mail.ru Там же можно согласовать индивидуальную консультацию.