А стоит ли продолжать есть кактус?
На Формулу-1 вновь обрушилась критика фанатов автоспорта. На этот раз из-за скучного (не помог даже дождь) гран-при Монако. И отчасти с этой критикой можно согласиться, потому что колоться но продолжать есть кактус, действительно удовольствие так себе. Почему отчасти?
Считается, что в последние несколько лет гонки на легендарной трассе действительно получаются откровенно скучными, и что если бы не статус легенды Формулы-1, то смотреть там было бы просто не на что! И на это есть хорошее объяснение: современные «авианосцы» банально не помещаются на узких улочках старинного города, и нормально гоняться на них не получается. Пожалуй, из относительно современной техники, лучше всего для Монако подходили "узкие" болиды появившиеся в 1998 году.
К тому же, тогда были дозаправки (и не было обязательной смены шин!), что, за счет различных тактических схем, позволяло хоть как-то разнообразить представление. В гибридную же эру машины расползись в ширину, и особенно в длину. Из-за этого найти лазейку для обгона просто не получается. Но разве это что-то новое?
Нет! Так было (почти) всегда. Вспомните начало 90-х: Мэнселл, на доминирующем Williams Renault с активной подвеской и на свежих шинах, пытался объехать, пилотирующего откровенно «сырой» McLaren Honda, Сенну. Если кто не в курсе, тогда у Биг Найджа ничего не получилось. А ведь разница в скорости была просто фантастической!
Правда здесь любители статистики возразят, мол – наибольшее количество обгонов произошло в следующем сезоне. Пусть так. Но тогда, во-первых, тогда немного заузили ширину задних покрышек, а во-вторых, (и это главное!) лидер гонки Прост получил штраф стоп-н-гоу, что заставило француза прорываться сквозь пелетон. Отсюда и аномальное количество обгонов.
К тому же (и это обязательно нужно отметить!), тогдашний авторитет Профессора и Волшебника был столь высок, что попадавшиеся у них на пути пилоты особо и не сопротивлялись. А что мы видим сейчас? Уважения к лидерам нет и в помине.
Но это случилось не сегодня и даже не вчера! Помните как еще лет 20 назад, уже на узких машинах, Энрико Бернольди почти всю гонку сдерживал McLaren Mercedes Дэвида Култхарда? У шотландца тогда не было ни единого шанса на обгон. А сейчас так ездят вообще все.
Даже если вас съели, у вас есть два выхода.
Американские владельцы Формулы-1 жаждут показать нам шоу, а для этого, по их мнению, нужны обгоны. Даже в Монако. Для этого Стефано Доменикали предлагал реконструкцию трассы. Но, как я понял, ничего расширять, даже вдоль набережной, организаторы категорически не желают.
Сделать болиды меньше и легче «здесь и сейчас» тоже не получится, хотя бы из-за огромной стоимости разработки в современной Ф1. Остается либо отказаться от легендарной гонки, либо смириться с этой бесконечно скучной процессией.
Однако, оба эти варианта навредят имиджу Формулы-1.
В первом случае, с точки зрения «свидетелей Большого цирка имени Берни Эклстоуна». Во второй, с точки зрения современных болельщиков, а также поклонников именно гонок, а не процессий. Какой из вариантов болезненней для имиджа Формулы-1? Я считаю что первый! И дело даже не в олдскульных фанатах, ведь нас и так уже мало. Дело, как раз таки, во внимании публики!
Пример: люди собираются в Каннах (или на церемонии вручения Оскара) не только из-за шоу, но и для того, что бы увидеть знаменитостей! Провести выходные в месте (можно даже вместе с семьей!), насквозь пропитанным историей, и приобщиться к недоступному простым смертным миру.
С гран-при Монако та же история! Ведь вполне возможно, что часть зрителей на трибунах даже не знают название всех команд и имена пилотов. Но они здесь не за этим!
Или, например, парады техники, и всяческие авиа (и прочие) шоу? Ну и наконец, шахматные турниры - там обгонов нет вовсе, но зрителей это не отталкивает! Поэтому и гран-при Монако следует оставить в покое. По крайней мере до тех пор, покуда зрители заполняют трибуны, а рейтинги телетрансляций растут.
Что до процессии… так ведь на улицах княжества так было практически всегда, и любой обгон в топ-3, без преувеличения – событие! По крайней мере, в эпоху телевизионных трансляций на территории бывшего СССР.
PS: с текстом про Монако вышла задержка (дописывал про маслкар от Меркури), но лучше ведь поздно, чем никогда. :) Зато будет что обсудить. :)