Найти в Дзене
Нижегородский Мечтатель

Французские жены английских королей - «игра в одни ворота». Часть 2-ая

Таким образом были инициированы новые переговоры о браке английского наследника с другой дочерью Карла VI, Екатериной Валуа. Вот только выгоды этот брак сулил только одному Генриху IV.

Почему, учитывая все сопутствующие обстоятельства, переговоры продолжал Карл VI? Ответ очевиден – он был безумен. Ведь Генрих IV, в отличии от Ричарда II миролюбием не отличался, и наконец – он же принципиально не собирался отказываться от претензий, выдвинутых когда-то Эдуардом III – короля Франции это тоже не смущало. Но рядом с Карлом Безумным уже не было того, кто заботился о интересах королевства (не забывая, впрочем, и о своих собственных), его младшего брата Луи, герцога Орлеанского – и, кстати, его убийство в 1407 году, было только на руку Англии.

Генрих IV
Генрих IV

«Программа минимум» Генриха также не отличалась скромностью – это возвращение наследия и Алиеноры Аквитанской, и Жоффруа Плантагенета, и самого Вильгельма Завоевателя, то есть всего того, что утекло сквозь пальцы англичан при Филиппе Августе. Если взглянуть на карту 1380 и 1388 годов, можно понять, что Карл V Мудрый, несмотря на то, что прожил на беду Франции очень мало, сумел свести почти на нет все успехи Эдуарда III и его сына Черного Принца, достигнутые последними в первый период Столетней войны.

Но переговоры о новом браке зашли в тупик, также и в Столетней войне пауза продолжалась, но только потому, что Генриху IV необходимо было решать проблемы в самой Британии. О чем забывать не следовало – ведь, собственно, Ланкастеры и в Англии были, строго говоря, узурпаторами. Дело отца продолжил Генрих V, вступивший на трон Англии в 1413 году.

Успехи короля Карла V в отвоевании территории Франции. Красным цветом - земли оставшиеся у англичан на 1380 год
Успехи короля Карла V в отвоевании территории Франции. Красным цветом - земли оставшиеся у англичан на 1380 год

Вряд ли можно строго судить Генриха V за то, что он считал французского короля, за того, кем тот и являлся по сути – за слабоумного, но ведь англичанин даже не пытался это скрывать. В апреле 1414 на возобновившихся переговорах о сватовстве английского короля к Екатерине Валуа, англичане потребовали в приданное – 2 миллиона, Нормандию, Анжу, Турень, Гиень (а то ведь в последней Карл V оставил им совсем немного).

По сути это было прямое оскорбление, но Безумный король все еще пытался сторговаться – только на 600 тысячах. Опять тупик, но главная проблема в том, что, начиная с Изабеллы Валуа вообще не стоило вести каких-либо переговоров о браках французских принцесс с английскими королями и их наследниками.

После катастрофы Азенкура 1415 года и позора договора в Труа 1420-го, короли Франции значительно поумнели. «По мелочи» отличился только их ближайший родич Рене Валуа-Анжуйский, выдавший свою дочь Маргариту замуж за третьего и последнего короля Ланкастера – Генриха VI. Любопытно, что здесь опять есть мотивы, напоминающие брак Изабеллы Валуа с Ричардом II: во-первых, Генрих VI был миролюбив, во-вторых, его постигла судьба Ричарда, в-третьих, его вдову снова пришлось из Англии «выковыривать» - королю Луи XI это обошлось, в принципе, в небольшую по королевским меркам сумм – в 50 тысяч.

Герб Генриха IV и его сына Генриха V
Герб Генриха IV и его сына Генриха V

В общем итоге по французским женам: Эдуард I (вторая жена), Эдуард II, Генрих V, Генрих VI. В этот список можно внести и Генриха IV – вторым браком он сочетался с дочерью короля Наварры Карла II Злого, также вдовствующей герцогиней Бретани. Брак оказался бездетным, но вряд ли здесь ключевым был вопрос продолжение рода Ланкастеров по этой линии, для Генриха IV хватало и других преимуществ этого союза, помогавших ему сплетать сеть вокруг Франции.

В дальнейшем, вплоть до дочери Генриха IV Наваррского, французские принцессы более за английский принцев не выходили. Но к XVI веку ситуация значительно изменилась и уже английские короли были совсем не против рассмотреть вопрос выдачи своих принцесс за замуж во Францию. Возможно, и Генрих VII, и его сын, полагали, что корона Англии достаточно защищена от дальнейших возможных притязаний со стороны Капетингов.

Первый из Тюдоров серьезно прорабатывал вопрос выдачи замуж своей дочери Елизаветы (1592-1595) за предполагаемого наследника короля Франции Луи XII, Франциска Ангулемского - союз сорвался в первую очередь из-за смерти маленькой принцессы.

Мария Тюдор, дочь Генриха VII
Мария Тюдор, дочь Генриха VII

Потенциально опасный прецедент для собственной династии создает Генрих VIII Тюдор, все-таки выдав свою сестру Марию (1496-1533) уже за овдовевшего короля Луи XII. Изначально же предполагался союз другой сестры английского короля - Маргариты (1489-1541), вдовствующей королевы Шотландии, что, наверное еще было бы еще более сомнительно.

Но брак закончился ничем, король Франции вскоре скончался - а ведь в данном случае опасность для Англии заключалась и в рождении дочери у Марии Тюдор, а не только сына. Кризис династии Тюдоров позже все-таки произошел и при результативности этого королевского брака - Капетинги должны были обязательно им воспользоваться. Могли возникнуть любопытные комбинации.

В заключении нельзя не упомянуть о «зеркальном ударе» королей Франции, увы, к счастью для Англии, оказавшемся не завершенным и довольно слабым в итоге, учитывая, все сопутствующие обстоятельства. В 1548 году был подписан договор об браке наследницы Шотландского королевствами Марии Стюарт с дофином Франциском, сыном короля Франции Генриха II, и в 1558-ом брак был заключен.

Франциск II и Мария Стюарт
Франциск II и Мария Стюарт

План был во всем хорош – Капетинги и так постоянно норовили «подрезать» иных соседей с наследованием по женской линии, но вот в отношении Англии, такой выпад наблюдался вроде бы в первый раз. Мария Стюарт права и на английскую корону, как потомок Генриха VII Тюдора, безусловно имела.

Перспективы были значительные, но существенным препятствием было усиление в Шотландии протестантизма, из-за этого вряд ли многие подданные приняли бы французского наследника Марии, появись он на свет. Кстати, Генрих II внес в брачный контракт своего сына любопытный пункт – если Мария умрет бездетной, то права на английскую корону будут переданы Франции. Занятная отместка за все неприятности, доставленные англичанами, другой вопрос, что практически неосуществимая.