Художник и скульптор, новатор ставший классиком модернизма, главный гуманист от британского искусства XX в. — Генри Мур (Henry Moore) — в своих рисунках пронзительно точно передавал реалии войны, в то время как его скульптуры чествовали гармонию, созидание и единение с природой. Генри яркий пример того, как робкая детская мечта может превратиться в профессию и принести мировое признание. Его работы, это не памятники королям и полководцам, а скульптуры, воспевающие саму жизнь.
Генри Мур родился 30 июля 1898 г. в маленьком шахтерском городке Каслфорд в Уэст-Йоркшире. Генри был седьмым из восьми детей в семье шахтера и домохозяйки. Отец, Рэймонд Спенсер Мур, не получил какого-то специального образования, был самоучкой, но стремился дать детям полноценное образование, для чего много работал. Мать, Мэри Бейкер, занималась домом и детьми. Несмотря на все тяготы, которые выпали на ее долю (смерть 12-летней дочери, военное время и т.д.), всегда оставалась жизнерадостной и добродушной. Мэри при каждой возможности старалась гулять с детьми по округе, показывая детям, что даже в суровой и скромной природе их малой родины есть своя красота.
Генри отдали учится в обычную общеобразовательную школу, но, к счастью, там был необычный преподаватель изобразительного искусства — Элис Гостинк. Наполовину англичанка, наполовину француженка, Элис страстно увлекалась искусством и выписывала художественные журналы не только из Лондона, но и самые передовые издания из Франции и Германии. Она использовала опыт самых актуальных художников своего времени для занятий с детьми, показывала ученикам иллюстрации из журналов и рассказывала о новых течениях в искусстве. Именно на занятиях Элис Гостинк маленький Генри понял, что хочет стать художником. В 11 лет, после урока посвященного Микеланджело, Мур решает стать скульптором.
Первая Мировая Война внесла свои коррективы в планы будущего художника. Генри рвался на фронт, но из-за малого роста и состояния здоровья взяли его не сразу взяли в армию. Мура отправили во Францию, где Генри участвовал в битве при Камбре — одном из самых кровопролитных сражений Первой Мировой. Батальон из 500 человек, в котором служил Мур, попал под мощный пулеметный обстрел и газовую атаку. Выжило только 200 сослуживцев (всего в этом сражении британская сторона потеряла 44 207 человек убитыми, ранеными и пленными). Генри выжил, но получил серьезное отравление Ипритом, из-за чего был отправлен в тыл.
По возвращению на родину Генри Мур освоил профессию учителя и начал преподавать в местной школе. Но желание стать скульптором его не оставляло. Как бывший военный Мур получил грант на обучение и в 1919 г. поступил в школу искусств в Лидсе. Оказалось, что в этой школе не было преподавателя по скульптуре, хотя сам курс был. Тогда Генри Мур добивается от руководства школы найма преподавателя и становится единственным студентом курса. Спустя год на специальность "Скульптор" поступило еще несколько студентов, включая Барбару Хепуорт, лучшую подругу Мура, которая станет одной из главных женщин-скульпторов Великобритании. Мур заканчивает курс обучения в Литце и его тут же приглашает на обучение Королевский художественный колледж Лондона.
В Лондоне Генри активно посещает все музеи, что позволяет ему расширить кругозор. Позже его, как одного из лучших студентов, отправляют на стажировку в Италию и Францию. Генри был восхищен скульптурами эпохи Возрождения, но еще больше его поразила средневековая и архаическая скульптура, которую он увидел в музеях Франции. Искусство Африки, Океании и доколумбовой Америки сильно повлияли на развитие художественного языка Мура. После возвращения в Лондон он остался преподавать скульптуру в колледже и занялся поиском своего собственного стиля, в котором бы сплетались наследие примитивного искусства, античности, ренессанса, а также самые новые течения в искусстве — кубизм, конструктивизм, сюрреализм.
“Для меня величайшая работа Микеланджело — это незаконченная “Пьета Ронданини”. Я не знаю ни одного произведения искусства более пронзительного, более пластичного. Это самое сильное произведение Микеланджело, это слияние двух стилей [Готика и Ренессанс]…изменения столь резкие, кажется, что он сбил голову со скульптуры…Если мы посмотрим на пропорции и сравним длину тела Христа с длиной его ног, то не останется никакого сомнения, что он отсек всю верхнюю часть первоначальной скульптуры… но скульптура такая динамичная, такая патетическая: наклон головы, нежность тела в контрасте с устойчивыми и детализированными ногами, типичными для Микеланджело”.
Скульптуры Мура статичные, умиротворенные и созидательные. В основе его работ лежат архетипические сюжеты — полулежащая или лежащая женщина, мать и дитя — а новаторский стиль скульптора усиливает их посыл. В своих работах, как графических так и скульптурных, Мур сознательно укрупняет женскую фигуру, наполняя ее силой и красотой природы, делая из фигуры своего рода ландшафт. Тема семьи и материнства была чрезвычайно важной для Мура, и проходит красной нитью через все его творчество.
Работа в Королевском художественном колледже познакомила Генри с его будущей женой — Ириной Радецкой, которая была его студенткой. Ирина родилась в дворянской русско-польской семье в 1907 г. в Киеве, затем училась в балетной школе в Москве. В 1917 г. во время революции погибает ее отец — Ирине с матерью чудом удалось сбежать в Париж. Там мать Ирины вышла замуж за британского офицера, после чего они переехали в Бакингемшир.
Знакомство Ирины и Генри совпало с первой персональной выставкой скульптора в 1928 г. Ирина была одной из немногих, кто оценил самобытность работ скульптора — художественные критики и рядовые зрители обвиняли скульптора в уродовании человеческих форм и аморальности. В 1929 г. Ирина и Генри сыграли свадьбу — с тех пор супруга стала для скульптора главной музой и натурщицей. Они переехали в небольшой дом в Хэмпстеде — в то время этот район был пристанищем художников-авангардистов. Единственное, что омрачало жизнь молодой семьи — проблемы со здоровьем Ирины, из-за которых она не могла выносить ребенка.
Но война вновь внесла в жизнь свои коррективы — помимо всех тягот Второй Мировой и отсутствия возможности работать со скульптурой, в 1940 г. в дом молодой семьи попала бомба. Ни Генри, ни Ирина не пострадали, но остались без крыши над головой. Во время очередного налета бомбардировщиков они спустились в метро. Перед глазами Мура предстала ужасающая и одновременно завораживающая картина, как сотни людей, среди которых было множество матерей с детьми, прятались в туннелях метро. Скопление тел в темноте тоннелей напоминало те самые древние скульптуры, которые так впечатлили Мура в юности. Он достал блокнот и начал делать зарисовки. Эти рисунки попали в Комитет Военных Художников. Организация предложила Генри создать серию работ, в которой он бы задокументировал военную жизнь Лондонского метро. Цикл работ выполненных углем, акварелью и и восковыми мелками (которые точно передавали отблески влажных стен тоннелей) стала очень популярна и принесла Муру народную славу художника-гуманиста. Растерянный взгляд матери, которая крепко держит руку своего ребенка, и мирно спящие дети, которые в силу возраста не могут осознать весь ужас войны — пронзительные работы Генри передавали то тревожное настроение, которое царило в подземке. Нарочитая схематичность и обобщенность человеческих черт позволяла зрителю ассоциировать себя с персонажами работ. Позже Мура попросили также осветить будни шахтеров, для чего художник вернулся в свой родной городок, где встретился со старыми одноклассниками и спустился с ними в шахты. Мур стал поистине народным художником.
В 1946 г. произошло чудо — в семье Генри и Ирины появился долгожданный ребенок. Дочь назвали Мэри — в честь матери скульптора. В этом же году Генри получает свой первый крупный заказ — создать скульптуру Мадонны с младенцем для храма. Мур начинает поиски форм и создает скульптуру, вдохновленную искусством раннего средневековья — скульптура того времени не отличалась изысканностью форм, но была очень искренней. Младенец Иисус оказывается в кольце рук Пресвятой Девы, под ее полной защитой. Идейным продолжением этой скульптуры становится "Семейная группа" 1947 г. Тела родителей словно панцирь оберегают детей, а их руки становятся частью их потомков, создавая бесконечную и нерушимую связь. В это же период Генри создает множество игрушек-качалок для единственной дочери, а таже небольших скульптур, в которых он запечатлел будни семьи. "Кресло-качалка 2" изображает Ирину с Мэри во время игры. Форма скульптуры своими линиями раскрывает важную идею материнства — руки матери и ребенка сплетены и становятся практически единым целым, иллюстрируя тем самым эмоциональную связь. Ребенок может раскачиваться со всей силы, будучи уверенным, что мама всегда удержит его и не даст упасть. Когда дочь подросла, Мур стал брать ее с собой в мастерскую, где обучал Мэри лепке из глины.
В 1948 г. Генри Мур представляет Великобританию на Венецианском Биеннале, а в 1951 г. скульптор создает работу для Фестиваля Британии. Фестиваль был организован правительством королевства, чтобы приободрить и объединить британцев после войны, а также в целях содействия вклада в науку, технологии, промышленный дизайн, архитектуру и искусство. Скульптура "Полулежащая фигура", созданная Генри для этого мероприятия, станет одной из самых узнаваемых работ мастера. Традиционный художественный мотив принимает плавные, несколько сюрреалистичные формы. В отличии от своих ранних работ, где Мур придавал женским фигурам монументальность, в этом арт-объекте автор делает фигуру тонкой, почти бестелесной. Текучие линии создают ощущения омытого водой скалистого берега, а тонкие линии, высеченные в скульптуре, напоминают об архаичном искусстве.
"Когда я намереваюсь создать скульптуру стоящего мужчины, в итоге получается лежащая женщина".
В 1958 г. Мур создает скульптуру для штаб-квартиры ЮНЕСКО в Париже. Перепробовав множество композиций и материалов, Генри решил остановится на женской фигуре из грубого камня. Скульптору хотелось, чтобы работа была похожа на природный ландшафт — как будто эта глыба была здесь всегда. Женская фигура становится своего рода пейзажем со скалами, пещерами и ущельями. Генри, для творчества которого было характерно объединение человека и природы, хотел привнести в городское пространство первозданную, суровую красоту, чтобы спешащий горожанин мог даже набегу увидеть пусть и рукотворную, но небольшую скалу, и хоть на мгновение вернуться к природе.
В начале 1960-х гг. мэрия Лондона заказала Генри скульптуру. Мур согласился создать арт-объект бесплатно (на тот момент, его работы продавались на международных аукционах за миллионы), если скульптура будет в свободном доступе для всех жителей. Для Генри было важно, чтобы у всех был равный доступ к современному искусству. Так на берегу озера Лонг Уотер в Кенсингтонских садах появилась шестиметровая "Арка" из травертина. Эта абстрактная работа продолжала традицию триумфальных арок, но чествовала не военные победы, а жизнь, человека и природу. Вдохновением для 37-тонной скульптуры, похожей одновременно на фрагмент древней пещеры и футуристичный портал, стали кости. Они составляют собой каркас человеческого тела, одновременно прочный и хрупкий. Как и прочие работы автора, "Арка" Мура — это единение природы и человека, прошлого и будущего, рукотворного и естественного.
"Искусство – это непрерывная работа, не знающая деления на прошлое, настоящее и будущее".
Переехав с семьей в Пэрри Грин, Мур постепенно покупал земли вокруг и объединив их создал общедоступный ландшафтный парк со своими скульптурами. Ландшафтный дизайн нового парка спроектировала Ирина. Скульптор с каждым годом становился все популярнее и успешнее. Заказов было так много, что пришлось нанимать целую команду ассистентов, чтобы успевать выполнять работу в срок. Также Мур создал благотворительный фонд, назначив попечителями супругу и дочь. Фонд действует и по сей день, выделяя гранты и стипендии начинающим скульпторам.
Генри Мур исполнил свою детскую мечту и стал скульптором — самым знаменитым и продаваемым британским ваятелем своего времени. Елизавета II пожаловала ему звание рыцаря Британской империи, но художник отказался. Он всегда помнил о том, что родился и вырос в простой шахтёрской семье и не хотел никакого титула — не желал отрываться от народа и давать повод считать себя представителем элит. Генри прожил 88 лет — из-за состояния здоровья последние годы он уже не мог активно работать над скульптурами и передвигался в кресле-каталке. Но Мур продолжал заниматься искусством и каждый день рисовал овечек, которые мирно паслись в тени его монументальных творений.
"В любом художнике меня больше всего восхищают свидетельства внутренней борьбы... В великом искусстве этот конфликт скрыт.
То, что наполнено энергией, что тревожит, не может быть идеальным".
- Генри Мур.