Евгений Николаевич Опочинин родился в дворянской семье из рода Опочининых, который ведет свою историю с XV века. С ранних лет проявлял интерес к изучению истории и исторических памятников. Окончив Киевский университет, переехал в Санкт-Петербург в 1879 году и здесь по протекции П.П. Вяземского поступил библиотекарем и хранителем музея «Общества любителей древней письменности», а также приступил к обработке архивов князя Павла Петровича Вяземского и графа Сергея Дмитриевича Шереметьева. Эти труды, а также и родство существенно приблизили его к высоким сферам управления: с 1883 по 1891 год Опочинин работал редактором внутреннего отдела газеты «Правительственный вестник».
Параллельно с этим, с 1888 года, он начал вести исследовательскую работу в архиве Дирекции императорских театров. Именно эта ипостась его служения отечественной истории и оставила имя Евгения Николаевича в памяти потомков. Архив Дирекции находился не в лучшем физическом состоянии, и современники утверждали, что кроме крыс, искать там нечего. Однако историк нашел там богатейший историко-бытовой материал, вылившийся в серию очерков «Старинный театр», изданных в журнале «Исторический вестник» в 1889 году и переизданных в 1902 году отдельной книгой под названием «Театральная старина».
К 1898 году он переехал в Москву, где издал ряд рассказов и повести «Сказ про птичьего ловца Никитку» (также известен как «Бесовской летатель») и «Одни в старом доме», которые появились в журналах «Педагогический листок» и «Юная Россия».
А вскоре начались и его частые поездки за рукописями в поисках сохранившихся исторических документов, писем, предметов старины − по деревням и селам. Попутно Е.Н. Опочинин собирал и фольклорные материалы: сказки, легенды, песни, изучал народный быт. К сожалению, обработать весь массив полученных данных он не успел, но и тот материал, что был напечатан, внес большой вклад в собирание и изучение фольклора.
Начало новой эпохи в истории России и образование СССР застало Евгения Николаевича уже зрелым и сложившимся исследователем. Его главным занятием стала обработка того, что собиралось и накапливалось за долгие годы. Именно теперь настало время приступить к воспоминаниям о своей заполненной людьми и событиями, книгами и рукописями жизни. Однако начав работать над мемуарами в 1927−1928 годах, писатель не завершил их, − осенью 1928 года Евгения Николаевича не стало.
Не совсем понятна точная дата смерти писателя, так как наиболее часто указывается дата 27 октября 1928 года, однако есть записи, указывающие на 28 сентября 1928 года, а в некрологе указана дата 27 сентября 1928. Истоки путаницы установить не представляется возможным, но более правильной считаем дату некролога − как наиболее приближенную к времени события.
* * *
За свою жизнь Е.Н. Опочинин написал более 30 книг, в числе которых есть место и историческим работам, и работам по этнографии, и историческим повестям, и охотничьим рассказам.
Наибольшую известность получил его рассказ «Бесовской летатель», оказавший влияние на понимание современниками Опочинина периода второй половины XVI века. Это нашло отражение в литературе (М.А. Булгаков «Иван Васильевич»), кинематографе («Крылья холопа», «Андрей Рублев») и живописи (А.А. Дейнека «Никитка – первый русский летун»).
Фрагментарно материалы к книгам Е.Н. Опочинина представлены в РГАЛИ, в его личном фонде, который в 1941 году был передан из Государственного литературного музея и получил номер 361. Фонд состоит из 44 единиц хранения, разделенных на рукописи Евгения Николаевича, его переписку, материалы его родственника Федора Петровича Опочинина, собранные историком и писателем материалы.
Рукописи писателя – это, прежде всего, его фольклорные и этнографические записи (народные легенды, сказки, песни, стихи, описания крестьянских гуляний и праздников, в основном из Рыбинского уезда Ярославской губернии, где находилось поместье Опочинина), его воспоминания об общении и работе с Федором Михайловичем Достоевским, Павлом Петровичем Вяземским, Аполлоном Николаевичем Майковым, Григорием Петровичем Данилевским и другими литераторами конца XIX века.
Среди писем особого внимания заслуживает альбом, в котором собраны письма Опочинину от Александра Семеновича Архангельского, Александра Николаевича Бенуа, Евгения Михайловича Гаршина, а также письма разным лицам от Мамонта Викторовича Дальского (Неелова), Федора Ивановича Шаляпина и других.
В материалах Федора Петровича Опочинина наибольший интерес представляет письмо Михаила Илларионовича Кутузова ему и его супруге Дарье Михайловне, урожденной Голенищевой-Кутузовой.
Наибольшим по количеству единиц является раздел собранных Опочининым материалов, среди которых подавляюще большинство составляют различные стихотворения и поэмы, несколько визитных карточек, в числе которых присутствует карточка Ильи Ефимовича Репина, и фотокопии портретов Фридриха Ницше и Тараса Григорьевича Шевченко.
Помимо этого, материалы об Е.Н. Опочинине и его письма можно найти в других фондах РГАЛИ: в фонде литературоведов М.А. и Т.Г. Цявловских (№ 2558) хранится некролог на смерть писателя, позволяющий взглянуть на его жизнь глазами современника (оп. 2, ед. хр. 67); фонд Е.И. Вашкова (№ 90) содержит визитную карточку Опочинина, где он представлен как «библиофил и антикварий» (оп. 1, ед. хр. 44); фонд Я.П. Полонского (№ 403) включает статью Опочинина «Я.П. Полонский и его пятницы», рассказывающую об одноименном литературном кружке (оп. 1, ед. хр. 7). Отдельные письма писателя также сохранились в ряде других личных фондов.
Другие материалы собрания самого Е.Н. Опочинина ярко характеризуют его, в первую очередь, как собирателя различных фольклорных материалов, поэзии (нередко неизвестного авторства), как историка-этнографа и мемуариста.
Особое место в мемуарных записях Опочинина занимают «Беседы с Достоевским» − серия заметок из записной книжки Евгения Николаевича, сделанных за время общения с Федором Михайловичем в период 1879−1881 годов. Они раскрывают внутренний мир Достоевского, показывают быт писателя и взаимоотношения с окружающими (ф. 361, оп. 1, ед. хр. 6). Весьма интересна запись Опочинина от 19 декабря 1879 года, где он описывает внешность нашего классика в самые последние годы его жизни, − то, что бросилось ему в глаза при первом знакомстве: «Наружность незначительная: лицо худое, с выдающимися скулами; на правой щеке бородавка. Глаза угрюмые, временами мелькает в них подозрительность и недоверчивость, но большею частью видна какая-то дума и будто печаль. В разговоре временами взор загорается, а иногда и грозит». Среди многих описаний внешнего облика Ф.М. Достоевского эта, без сомнения, одна из наиболее характерных, − тем более, что более близкое знакомство затем существенно поменяло это впечатление Опочинина.
Подводя некий итог, можно с уверенностью сказать, что Евгений Николаевич Опочинин оставил после себя большое наследие, полезное в изучении русской литературы второй половины XIX века, являясь значимым собирателем фольклора, историком-архивистом, оказав большое влияние на русскую культуру.
Шмыров С.А., главный специалист РГАЛИ