Центром самарского заречья считается небольшой соцгород Куйбышевского нефтеперерабатывающего завода (КНПЗ), имеющий официальное наименование «116-й километр» и неофициальное, но общепринятое - Стошка.
Хотя название ассоциируется то ли со сторублевой купюрой, то ли с порцией «огненной воды» в питейных заведениях, получено оно было благодаря железнодорожной платформе «116-й километр». Платформа же, обменявшись названиями с поселком, стала, в свою очередь, Соцгородом. Сейчас здесь проживает ни много ни мало 27 тысяч народа, в этом году Стошка отмечает свое восьмидесятилетие и уже может претендовать на звание исторического района.
Началась история в 1943-м году со строительства КНПЗ. Это сейчас добычу «черного золота» сознание связывает с Западной Сибирью – но освоение тамошних месторождений началось в 1960-е, а до того нефть добывалась в европейской части СССР, в том числе в Поволжье и в том числе в Самарской области.
Строительство завода №443 – он же КНПЗ – развернулось в сентябре 1943-го, основной контингент строителей в военные годы составляли, как легко догадаться, заключенные Управления Особстроя НКВД, подростки, женщины и комиссованные по инвалидности бывшие фронтовики.
Со второй половины 1944-го года ряды строителей пополнились военнопленными, тогда же начался монтаж полученного по лендлизу обрудования. 24 августа 1945-го года завод №443 ввели в эксплуатацию и в начале сентября получили первую партию бензина марки А-56.
Первыми жилыми постройками поселка стали бараки заключенных на нынешней улице Грозненской. Территория именовалась, по фамилии тогдашнего начальника «учреждения», «лагерем Тавлинского». Жильем «вольных» работников были такие же бараки, отличавшиеся только названием – «рабочий поселок «Ново-стройка». К 1947-му году на смену баракам пришли 14 кирпичных домов в границах сегодняшних улиц Бакинской, Зеленой и Калининградской.
К концу 40-х годов «Ново-Стройку» переименовали в поселок Нефтяников. Вместе с развитием производства развивалась и инфраструктура района. В первой половине 195о-х силами и средствами КНПЗ поднимались жилые кварталы, инфраструктура дополнилась поликлиникой, клубом, детским садом и магазинами.
Поселок снова переименовали, на этот раз в «116-й километр», а вскоре еще раз –в «Соцгород». Бывшие детищем индустриализации 1930-х «соцгорода» представляли собой особый мир – замкнутое территориальное образование при крупном предприятии с идентичной планировкой и организацией жизни.
Служили административными, культурными и общественными центрами всей прилегающей территории, включая сельскохозяйственную и, так сказать, внедряли коммунистическую доктрину о стирании границ между городом и деревней.
Топонимика «Стошки» так же чисто «нефтяная» - сам КНПЗ сдвух сторон находится в объятиях улиц Грозненской и Бакинской, через весь поселок проходит Калининградская (нефть там обнаружили в 1963-м году). По центру перпендикулярно проходят улицы Кишиневская и Молдавская – поиски нефти на юге Молдавии шли в те же годы, но из-за незначительности объемов к середине 1970-х прекратились. Если бы прокладка новых улиц продолжилась – можно предположить, что звались бы Сургутской и Самотлорской.
Центром района жители Стошки называют ДК Нефтяник. Великолепный памятник эпохи заката сталинского классицизма выстроен был по заказу того же нефтеперерабатывающего завода по типовому проекту Сергея Евгеньевича Вахтангова на центральной площади и введен в эксплуатацию осенью 1955-го года.
После 2010-го перешел от завода в муниципальную собственность, пять лет простоял закрытым, затем три года реставрировался. Наконец, в сентябре 2018-го к радости жителей открылся, обзаведясь, помимо концертного зала на 500 мест, фотостудией, арт-мастерскими, коворкинг-зонами, залами для фуршетов, презентаций, «посиделок» и прочего творческого взаимодействия.
Еще одно знаковое место района находится рядом с КНПЗ и называется "Самарская фабрика музыкальных инструментов". Открывлась в 1956-м году, изначальный ассортимент – пианино и домры – с 1969-го года дополнился шести- и семиструнными гитарами, набрвшими особую популярность после появления Грушинского фестиваля.
Фабрика сумела устоять даже перед экономическими катаклизмами 90-х и даже нарастить производство – но не так давно нежданно-негаданно остановила работу.
Что касается основного «градообразующего» предприятия – КНПЗ продолжает исправно функционировать. В 1970-х перешел на выпуск высокооктанового бензина для автомобилей Волжского автозавода, к 1997-му был расширен и полностью реконструирован.
До 2007-го года принадлежал НК «ЮКОС», сейчас входит в состав НК «Роснефть. Часть инфраструктуры, правда, была утрачена – если на стадионе «Нефтяник» спортивная жизнь в виде городских футбольных чемпионатов летом и катка зимой продолжается, то открывшийся в 1977-м году бассейн уже больше 10 лет не используется по назначению. Восстановление его является мечтой жителей и поводом предвыборных обещаний чиновников.
Главными же достоинствами своего района жители Стошки считают его компактность, шаговую доступность всей инфраструктуры и главное – близость к природе и местам загородного отдыха.
использованные в статье фото взяты из открытых источников в интернете