«Принадлежащее горгоне» — именно это означает слово горгонейон на древнегреческом. Так называют изображение отрубленной головы мифической горгоны Медузы, чудовища со змеями вместо волос и обезображенным женским лицом, взгляд на которое, согласно преданиям, обращал людей в камень.
Горгонейоны можно встретить на украшениях, в архитектуре и скульптуре, на различных предметах бытовой утвари, начиная с античных времен. Какова история этого мотива в культуре, религии и искусстве?
Горгонейон – грозное оружие или защитный оберег?
Персей оказался единственным человеком (точнее, полубогом) в древнегреческой мифологии, которому удалось совладать с горгоной Медузой, да и то лишь с помощью богов-покровителей. Провернув несколько хитрых схем, он изловчился отсечь голову чудовища и спрятать её в мешок.
Но как смертоносная голова могла обрести роль оберега?
Очень просто: в продолжении истории о Персее тот догадался в опасный момент схватить голову за волосы-змеи, вынуть из мешка и обратить на готовящихся напасть врагов. Даже после смерти чары горгоны продолжали действовать, и недруги превратились в камень.
Так изображение головы Медузы приобрело в древнегреческой мифологии свойство защиты от зла и врагов, то есть стало оберегом.
Тем не менее, происхождение иконографии горгонейона именно из древнегреческой мифологии неоднозначно, ведь подобные изображения обнаруживаются и в финикийском, и в древнеегипетском, и в минойском искусстве.
Есть версии о том, что древние греки трансформировали эти образы в горгонейон, как и версии о том, что миф о Персее был «подогнан» под уже сформировавшийся облик головы чудовища.
Вот несколько примеров более ранних архаических изображений, которые могли стать прообразами горгонейона:
Как и многие горгонейоны, эти изображения обладают «магическим эффектом слежения»: расположенные ровно в середине глазных яблок зрачки создают у зрителя ощущение «следящего взгляда». По словам древнегреческого писателя и философа Плутарха, вид лица горгоны должен вызывать у человека приковывающую взгляд смесь из испуга, гнева и смеха.
Древние греки называли обереги апотропайонами («изображениями, отводящими порчу»). Горгонейон стал очень популярным апотропайоном – но не только в античное время и не только в Греции. С зарождением христианства этот оберег не перестали использовать, и он оставил свой след довольно далеко за пределами Балканского полуострова.
Амулеты-змеевики: результат смешения религий и культур
В Византии и на древней Руси обнаруживаются амулеты-змеевики – медальоны, чаще всего круглые, служившие оберегами от врагов, болезней и всяческих проявлений зла в отношении владельца.
Такие амулеты были двусторонними. С одной стороны изображался какой-либо христианский сюжет и греческая надпись-молитва. На оборотной же стороне отражались античные сюжеты: тот самый горгонейон и/или окруженная змеями прародительница скифов.
Считается, что в русской культуре змеевики появились в XI-XII веке и бытовали вплоть до XVI века, то есть задолго после крещения Руси, что свидетельствует о сохранявшихся языческих традициях и распространённости двоеверия.
Меняющийся горгонейон
Отрубленную голову чудовища продолжали изображать на амулетах, в живописи, в прикладном искусстве, архитектуре на протяжении многих столетий. Со временем горгонейон утратил свой магический смысл и остался в основном декоративным мотивом.
Один из немногих современных примеров использования горгонейона с сохранением близкого к первоначальному смысла – это татуировки, где голова горгоны часто (особенно в уголовной среде) трактуется как символ, отвращающий опасность, и несущий послание «за зло отомщу».
Классицизм и ампир Нового Времени активно обращались к античным мотивам, и художественно выразительный горгонейон стали использовать чаще: в украшении зданий и оград, в отделке мебели и холодного оружия, например на эфесах шпаг.
Наконец, на горгонейоне основан логотип известной итальянской компании по производству предметов роскоши – Версаче.
Её основатель, Джанни Версаче, вдохновлялся медузой Ронданини. Мраморная голова медузы была создана ещё в V-IV в. до н.э., но оригинал утрачен, а на его основе в I веке до н.э. изваяна Медуза Ронданини – пример отступления от хрестоматийного образа горгоны-чудовища.
Эта скульптура изображает не монстра, но красивую девушку; её волосы-змеи истолкованы как вьющиеся кудри. Подобные вариации горгонейона нередки, ведь по сюжету мифа горгона Медуза была несправедливо наказана богами, и в чудовище молодую девушку превратила Афина.
Для Версаче логотип с лицом красивой девушки-горгоны символизировал женскую силу, уверенность и власть – именно эти ощущения Джанни хотел дать женщинам через одежду, парфюмерию и другую продукцию своей торговой марки.
Так созданный ещё в античные времена горгонейон прошёл через многие столетия как магический и художественный образ, и трансформируясь, продолжает бытовать до сих пор.