«Невесте всего 17 лет было, но она уже прославилась своей красотой на всю Москву. Румяна, здорова – надежда на то, что у Марфы родится здоровый ребенок, была велика. Но вот жених ее… в нем уже не оставалось сил, вряд ли он мог»…
Эти мысли постоянно одолевали Петра Великого… и наконец он смог узнать главную загадку Марфы Апраксиной.
Слабый телом, но умный государь
Женихом был Федор Алексеевич Романов, который царствовал всего 6 лет. Еще совсем юным, в 15 лет он стал царем. Только вот недолго продолжались великие дела Федора, хотя они и успел оставить большой след в истории России. У Федора было очень слабое здоровье, говорили, что наследника несли на коронацию, так как он не мог сам идти.
Однако несмотря на это, юный царь обладал недюжинным умом. Он стремился к тому, чтобы дела государства во время его правления велись хорошо. Именно Федор провел перепись населения России, поменял систему налогообложения. Именно с его подачи была разработана губернская реформа и упразднена передача чинов по наследству. В общем, было сделано немало.
Федор приглашал в Москву иностранных педагогов и ученых, при нем разрабатывался проект первой в России Академии наук. Федор увеличил также численность и значимость Государственной Думы. Именно в правление этого царя Россия одержала победу в войне с турками, которая длилась с 1676 по 1681 год.
Первая жена
Федору было 19 лет, когда ему сосватали 17-летнюю Агафью Грушецкую, дочь смоленского дворянина. Свадьба состоялась в тот же год – 1680-й. На этот союз окружение царя возлагало большие надежды, которые довольно быстро оправдались. Молодая, здоровая Агафья забеременела. Точно в срок она родила Федору сына – это произошло в июле 1681 года. Но сама не смогла оправиться после родов и скончалась через 3 дня. Ребенок, вначале показавшийся всем здоровеньким, тоже умер через неделю после смерти матери.
Федор Алексеевич себя не помнил от горя. Он очень любил свою жену, успел полюбить и сына. Это стало таким ударом для царя, что здоровье его сильно ухудшилось.
Вторая жена
Родственники Федора понимали, что нужно побыстрее искать новую царицу, так как царь был уже очень слабым, а государству требовался законный наследник. Один из друзей государя, Иван Языков, как-то сказал ему, что у Матвея Васильевича Апраксина, стольника, есть дочка Марфа, очень пригожая девушка. Ей было всего 17 лет, но на всю столицу эта девушка прославилась красотой и целомудрием.
Федор Романов отправил к Апраксиным сватов. Естественно, предложение было принято, кто мог отказать самому царю? Невесту стали готовить к свадьбе, предварительно проверив, что она невинна, здорова и способна к деторождению. Федора и Марфу обвенчали 15 февраля 1682 года – торжественная церемония была очень быстрой, так как царь себя плохо чувствовал.
Царица-девственница
С каждым днем 20-летнему Федору становилось все хуже. Он скончался 27 апреля 1682 года, а Марфа стала вдовой. Ее брак продлился всего 71 день. За это время царь и царица ночевали вместе. После смерти мужа Марфа какое-то время жила в дворце, пока не стало ясно, что она не беременна.
В те далекие времена царицам выходить замуж повторно не разрешалось, потому Марфа сначала тихонько жила в Москве, потом уехала в только что построенный Петром Санкт-Петербург. Все эти годы Марфа ни с кем не ссорилась, интриг не плела, занималась благотворительностью, посещала церковь.
Петр I хорошо относился к невестке, выделил ей пансион. Однако императора мучила одна загадка: по слухам Федор был настолько слабым, что не смог выполнить свои супружеские обязанности. То есть брак Марфы и Федора в законную силу не вступил. Но нельзя же было силой заставить Марфу рассказать, что было или не было между ней и ее мужем, и проверить тоже нельзя. Потому у Петра доказательств не было.
Марфу в народе называли «Скромной царицей» - она прожила еще 33 года, и скончалась 31 декабря 1715 года. Подозревали, что не своей смертью – якобы Марфа отравилась маринованными грибами. Петр назначил вскрытие, еще и потому, что хотел узнать тайну царицы.
Император лично находился на процедуре. И когда лекарь сказал, что Марфа осталась невинной, Петр выдохнул и успокоился. Почему-то все эти годы он думал, что у царицы все-таки был ребенок, который мог стать наследником Федора III и оспорить власть… Но раз брак Марфы и брата Петра был не консумирован, то опасаться нечего. Петр Великий был полноправным и, что самое главное, единственным государем всея Руси!