Найти в Дзене
Морская коллекция

Эскадренные миноносцы. Среди льда и пламени. «Войков»

Оглавление

Бой в Сейсине
Бой в Сейсине

Трагедия русского флота в 1904-1905 годах имела и положительные последствия. В дело возрождения русского флота включилась общественность. На собранные «Особым комитетом по усилению военного флота на добровольные пожертвования» средства были построены 18 эсминцев, так называемых "добровольцев". А на остаток денег, 2 миллиона рублей, был построен корабль, ставший символом возрождения русского флота.

Неудачная война снесла собой и часть старого, косного и архаичного, ставшего причиной поражения.Поменялась структура управления императорским флотом, на руководящих постах появились отличившиеся капитаны разгромленных эскадр.

Только так мог появиться революционный проект эсминца нового типа. Им стал «Новик», заложенный и построенный на Путиловской верфи в 1910—1912 годах, турбинный эсминец нового флота.

Роль, которую сыграл «Новик», трудно переоценить. Он был этапным кораблём, ставшим в своём классе своеобразным эталоном на последующее десятилетие. Впервые в Российском флоте на эскадренном миноносце появились мощные паровые турбины и чисто нефтяные котлы, был преодолён 36-узловой рубеж скорости. Впервые его корпус был собран по продольной системе набора. На нём впервые установили необычайно мощное на то время вооружение.

Удачный корабль начали строить большой серией. Всего было построено 30 эсминцев, включая предсерийный «Новик». Ещё 28 кораблей к 1917 году находились на судостроительных заводах в разной степени готовности, из них в 1920-е гг. удалось достроить шесть эсминцев.

«Новики» строились тремя сериями, в свою очередь делившихся на типы (подтипы): «Дерзкий», «Счастливый», «Орфей» (1-я серия), «Лейтенант Ильин», «Гавриил», «Изяслав», «Гогланд» (2-я серия) и «Ушаковские» (3-я серия).

Один из первых эсминцев 2-й серии, «Лейтенант Ильин», получил свое имя в честь героя Чесменской битвы 1770 года Дми́трия Серге́евича Ильи́на, командира брандера, которому удалось сжечь турецкий флот в Чесменской бухте.

Из второй серии в строй вступили эсминцы «Лейтенант Ильин», «Капитан Изыльметьев», «Капитан Белли», «Капитан Керн» и «Капитан Кингсберген». В советское время корабли были переименованы, «Капитан Изыльметьев» в «Ленин», «Капитан Белли» в «Карл Либкнехт», «Капитан Керн» в «Валериан Куйбышев», «Капитан Кингсберген» в «Спартак».

Наиболее необычная судьба ожидала «Спартак», который стал трофеем англичан, ими был передан Эстонии, а эстонцы продали его в Перу. А больше всего имен, шесть, пришлось поменять головному эсминцу «Лейтенант Ильин».

Если на 1911 год и на начало мировой войны «Новики» были лучшими в своем классе, то к 30-м годам они уже кардинально устарели. К сожалению, даже проведенная в СССР модернизация оставшихся в строю "новиков" полностью проблему не решила.

Тем не менее старым эсминцам пришлось в полную силу повоевать на всех четырех флотах СССР.

На молодом Тихоокеанском флоте самым титулованным из крупных кораблей был Краснознамённый эскадренный миноносец «Войков», бывший «Лейтенант Ильин», отвоевавший в двух мировых войнах и прослуживший около 40 лет, до середины 50-х.

-2

«Войков» (до 3 июля 1919 года «Лейтенант Ильин», до 31 декабря 1922 года «Гарибальди», до 14 февраля 1928 года - «Троцкий», с 14 февраля 1928 года «Войков», с 26 ноября 1953 года - «ПКЗ-52»). Путиловская верфь, Санкт-Петербург. Заложен 1\18 июня 1913 года. Спущен на воду (15)28 ноября 1915 года. Введен в строй 30 ноября (12-13 декабря) 1916 года. Выведен из боевого состава 30 мая 1956 года. Сдан на слом 28 августа 1956 года

Водоизмещение 1260/1360 тонн (нормальное), 1450/1562 тонны (полное). Длина 98 м. Ширина 9,34 м. Осадка 3,15- 3,9
Двигатели-2 паровые турбины «Браун-Бовери-Парсонс», 4 котла «Вулкан», 30 000 л.с, 30 666 л. с. (на приёмных испытаниях). Движитель 2. Скорость хода 32 узла (на приёмных испытаниях). Запас топлива 159 тонн. Дальность плавания 1680 миль на 21 узле, 360 миль на 34 узлах, максимальная 2720 миль. Экипаж 150 человек, в том числе 8 офицеров, до 152..
Вооружение-4 × 1 — 102-мм/60 орудий (боезапас 600 снарядов, с 1943 года увеличен до 820). Зенитная артиллерия 1 × 40-мм автомат «Виккерс». С 1917 - 1 × 76,2-мм/28 зенитная пушка Лендера, 2 пулемета. Минно-торпедное вооружение 3 × 3 − 457-мм ТА образца 1913 года (9 торпед образца 1908 года или 1912 года), 80 мин образца 1908 или 1912 годов

Эскадренный миноносец «Троцкий» между 1922 и 1928 годами
Эскадренный миноносец «Троцкий» между 1922 и 1928 годами

Эсминец «Лейтенант Ильин» 1 января 1917 года вступил в строй и был включен в минную дивизию БФ. Он принимал участие в Моонзундской операции 1917 года. 25 октября 1917 года эсминец перешел на сторону Советской власти. После заключения Брестского мирного договора 10-22 апреля 1918 года ушел из Гельсингфорса в составе 3-го отряда в Ледовом походе Балтфлота. В сентябре 1918 года эсминец выведен в резерв и сдан порту. С 9 сентября 1918 по 17 сентября 1919 года находился на долговременном хранении.

3(21) июля 1919 года эсминец получил новое имя- «Гарибальди», а 31 декабря 1922 года «Троцкий», в честь председателя РВС республики.

21 апреля 1921 года эсминец зачислен в состав Морских сил Балтийского моря.

После переформирования в мае 1922 г. минной дивизии Морских сил Балтийского моря в отдельно плавающий дивизион эскадренных миноносцев МСБМ, эсминец «Гарибальди» перешел в его состав. С 1 июля 1924 года, в связи с переформированием отдельно плавающего дивизиона эсминцев в бригаду эскадренных миноносцев МСБМ, эсминец «Троцкий» вошел в состав бригады.

«Троцкий»
«Троцкий»

С 15 ноября 1924 года по 8 июня 1926 года эсминец находился на капремонте. Приказом РВС СССР № 14 от 18 января 1928 г. эсминец «Троцкий» переименован в эсминец «Войков» (приказ о переименовании был объявлен по МСБМ в приказе № 23 14 февраля 1928 г.), в честь советского дипломата, убитого в Варшаве.

Пётр Ла́заревич Во́йков (1 [13] августа 1888, Керчь, Российская империя — 7 июня 1927, Варшава, Польская Республика) — русский революционер, советский политический и государственный деятель, член РСДРП с 1903 года (с августа 1917 — большевик), дипломатический работник, в 1927 году убит в Варшаве белоэмигрантом Борисом Ковердой.

Эсминцы 'Ленин', 'Войков' и 'Калинин'
Эсминцы 'Ленин', 'Войков' и 'Калинин'

«Войков»
«Войков»

Войков и Калинин в Гдыне 1929
Войков и Калинин в Гдыне 1929
-8
-9
-10
-11
-12
-13
-14
-15
-16

16-23 августа 1929 года эсминец в составе отряда кораблей нанес официальный визит в литовский порт Мемель (Клайпеда). 6 сентября 1929 года во время маневров столкнулся с эсминцем «Володарский», получил тяжелые повреждения и был поставлен в док для ремонта.В момент столкновения погибли три человека, 17 получили ранения.

-17
-18

По штату, утвержденному РВС СССР 26 июля 1931 года и введенному в действие с 1 июля 1931 года, на эсминце полагалось иметь 135 человек.

В 1933-1935 годах эсминец прошел второй капремонт.

После переименования 4 января 1935 года Морских сил Балтийского моря в Краснознаменный Балтийский флот, эсминец «Войков» с 11 января числился в составе бригады эсминцев КБФ.

С 17 октября 1936 года приказом по наркомату обороны СССР № 0142 от 26 октября 1936 года эсминец «Войков» был исключен из состава КБФ и включен в состав Тихоокеанского флота (ТОФ).

В 1933 году был введен в эксплуатацию Беломоро-Балтийский канал. После проводки по нему двух отрядов балтийских кораблей удалось создать Северный флот. Проклятие Датских проливов было преодолено. Следующий шаг- связь между Балтикой, Севером и Тихим океаном по Северному морскому пути. Успех на этом направлении позволял маневрировать силами уже между тремя флотами.

Первое сквозное плавание в направлении с востока на запад, с зимовкой у полуострова Таймыр, совершила гидрографическая экспедиция Северного Ледовитого океана под руководством Б.А.Вилькицкого на ледокольных пароходах «Таймыр» и «Вайгач» в 1914-1915 годах. Это плавание стало также первым сквозным прохождением Северного морского пути российской экспедицией. Впервые по Северному морскому пути за одну навигацию с запада на восток в 1932 году прошел с экспедицией Отто Шмидта ледокольный пароход «Александр Сибиряков».
В следующем году в этом же направлении прошел до островов Диомида в Беринговом проливе пароход «Челюскин». Капитаном обеих этих пароходов был В.И.Воронин. Первое сквозное плавание в направлении с востока на запад по Северному морскому пути в 1934 году за одну навигацию прошел ледорез «Ф.Литке» (капитан Н.М.Николаев). Затем этим же путем в 1935 году прошли пароходы «Сталинград» (капитан А.П.Мелехов) и «Анадырь» (капитан П.Г.Миловзоров). Первая транспортная операция на Северном морском пути выполнена лесовозами «Искра» (капитан В.Ф.Федотов) и «Ванцетти» (капитан Г.П.Бютнер), которые доставил груз из Ленинграда во Владивосток с 8 июля по 9 октября 1935 года.

Со 2 июля по 17 октября 1936 года «Войков» (командир - капитан 3 ранга М.Г.Сухоруков, комиссар - политрук П.Е.Смирнов, инженер-механик - военинженер 3 ранга В.Ф.Бурханов) совместно с эсминцем «Сталин» (командир — капитан-лейтенант В.Н.Обухов, комиссар - старший политрук Н.Н.Мильграм, инженер-механик - военинженер 3 ранга В.К.Ольховиченко) в составе Экспедиции особого назначения № 3 под руководством Отто Шмидта совершил переход из Кронштадта во Владивосток по Беломоро-Балтийскому каналу и Северному морскому пути. Командиром отряда был назначен капитан 1 ранга Евдокимов Петр Александрович.

Эсминец «Войков» во время перехода Северным морским путем, 1936 г.
Эсминец «Войков» во время перехода Северным морским путем, 1936 г.

Эсминцы «Войков» и «Сталин» (на заднем плане)
Эсминцы «Войков» и «Сталин» (на заднем плане)

Так как у военных моряков не было опыта навигации по СМП, были привлечены специалисты гражданского флота. На каждый эсминец направили в качестве ледовых лоцманов опытнейших полярных капитанов торгового флота: с Обуховым пошел П.Г.Миловзоров, а с Сухоруковым — Н.М.Николаев. В экспедиции участвовали также линейный ледокол «Фёдор Литке», ледокол «Красин», танкеры «ЛокБатан» и «Майкоп», транспортнопассажирский пароход «Анадырь».

-21
Пароход «Анадырь», эсминцы «Войков» и «Сталин», вдали танкер «Лок-Батан». Пролив Вилькицкого, 5 сентября 1936 г. Снято с ледореза «Ф.Литке»
Пароход «Анадырь», эсминцы «Войков» и «Сталин», вдали танкер «Лок-Батан». Пролив Вилькицкого, 5 сентября 1936 г. Снято с ледореза «Ф.Литке»

Корпуса миноносцев, не рассчитанные на арктические льды, укрепили специальной "шубой"- обшили деревянными брусками и укрепили их тонкими листами стали. «Анадырь» загрузили годовым запасом продовольствия, вся палуба была занята коровами, свиньями, баранами, курами и бочками с солениями. А в трюмах «Анадыря» путешествовали пушки и торпедные аппараты эсминцев.

войков и сталин в доке владивостока
войков и сталин в доке владивостока

17 октября 1936 года эсминец прибыл на Дальний Восток и вошёл в состав Тихоокеанского флота, пройдя за одну навигацию свыше 7 000 морских миль.

.
.

Это произошло впервые в истории военного флота в течение одной навигации. За уникальную операцию по Морским Силам РККА были награждены: Орденом Ленина - 6 человек, Орденом Красной Звезды - 20 Орденом «3нак Почета» - 166. Орден Ленина получили командиры эскадренных миноносцев капитан 3 ранга М.Г.Сухоруков и капитан-лейтенант В.Н.Обухов, военинженеры З ранга В.Ф.Бурханов, А.И.Дубравин, В.К.Ольховиченко, орден Красной Звезды капитан-лейтенанты В.Ф.Андреев и Ю.В.Ладинский, военинженер 3 ранга И.М.Сендик, старший политрук П.Н.Мильграм и другие. («Известия ЦИК Союза ССР и ВЦИК» за 26 февраля 1937 года).

В 1944–1945 годах эсминец модернизировали и перевооружили на Дальзаводе № 202 им. Ворошилова.

«Войков» под командованием капитана 3 ранга А. Н. Абызова участвовал в войне с Японией, единственный крупный корабль ТОФ, принявший непосредственное участие в боевых действиях. 9 августа 1945 года корабль находился в составе 1-й бригады подводных лодок (в качестве обеспечивающего корабля) в 4-х часовой готовности в проливе Босфор Восточный. 12 августа он перешел в бухту Малый Улисс к пирсу № 2.

Эсминец участвовал в десантной операции в корейском порту Сейсин (Чхонджин) в составе 3-го эшелона десанта. 14 августа в 20-00 он вышел в море, сопровождая танкодесантное судно «ТДС-03» (7 танков Т-26 и 3 автомашины). 15 августа в 15-09 в точке ш. 42°43?, д. 130°52? наблюдатели обнаружили перископ. Эсминец увеличил скорость с 7 до 18 узлов и обстрелял место обнаружения предполагаемой подводной лодки 32 ныряющими снарядами. Некоторые очевидцы уверены, что лодка существовала и, более того, была потоплена эсминцем.

«Войков» 4 раза открывал огонь по самолетам противника. Опять же, по словам очевидцев, сбил бомбардировщик-камикадзе. В 16-30 корабли прибыли в Сейсин. Эсминец артиллерийским огнем поддерживал пехоту, по скоплениям японцев на заводе Мицубиси и жиркомбинате 16 августа были нанесены артудары, трижды корабль открывал огонь по японским самолетам.

20 августа «Войков» был включен в состав отряда (СКР «ЭК-3» (флагман, бывший американский фрегат), 2 тральщика, 6 торпедных катеров), предназначенного для занятия порта Гензан (Вонсан). Приняв 685 бойцов и командиров 76-го батальона морской пехоты, в 16-40 эсминец с отрядом вышел из Сейсина.

21 августа в 9-20 на входе в порт «ЭК-3» якобы обнаружил перископ, корабли обстреляли его и стали маневрировать, уклоняясь от атаки подводной лодки. «Войков» снова увеличил ход до 24 узлов и выпустил по перископу 6 ныряющих и 6 фугасных снарядов. Вероятно, и эта атака была ложной. В 12-45 эсминец ошвартовался у причала и начал высадку десантников. В тот же день японский гарнизон капитулировал.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 сентября 1945 года за образцовое выполнение заданий командования эсминец «Войков» был награжден орденом Красного Знамени.

После войны эсминец продолжил службу. 17 июня 1949 года он исключен из состава ВМФ и 23 сентября 1949 года передан Владивостокской организации ДОСФЛОТ для использования в качестве учебного корабля. 26 февраля 1953 года он вновь принят в состав ТОФ, разоружен и переоборудован в плавучую казарму «ПКЗ-52», а 30 мая 1956 года исключен из списков ВМФ. 28 августа 1956 года корабль сдан в отдел фондового имущества и впоследствии разобран на металл.

-25

В 1915 году строящимся эсминцем командовал будущий контр-адмирал советского флота капитан 2-го ранга Дмитриев, Иван Николаевич. Следующий командир эсминца ( 1916-1917)- капитан 2-го ранга Кнорринг, Константин Николаевич ( в русско-японской войне был вахтенным начальником крейсера "Новик") после революции подался к белым и помер в Берлине.

Капитан 2-го ранга Павлинов ( командир в 1918 году), Андрей Яковлевич Родину не бросил, с флота не ушел, стал в Кронштадте старшим миноносным начальником, но слабое здоровье, чахотка и семейные проблемы в 1925 году завершили его жизнь.

Лейтенант Бобарыков, Николай Иванович, прокомандовав эсминцем с 10 октября по 12 декабря 1918 года, потом сбежал к белым, дослужился до вахтенного начальника тральщика «Китобой» и эмигрировал в США.

В дальнейшей судьбе среди командиров корабля можно найти Гордея Ивановича Левченко (1929-1931, по другим данным с мая по октябрь 1929 года). Теперь ясно, кто столкновение с «Володарским» устроил ...(только версия!).

систематизированный каталог статей канала-по ссылкам:

Флоты мира 1860-1945. Справочник.

Флот 21-го века.

Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам