Найти тему

Особенности и секреты развития, воспитания и поддержки детей с умственной отсталостью

Термин «умственная отсталость» — это подтвержденный анализами и обследованиями медицинский диагноз, который подразумевает пониженные когнитивные способности и поражение коры головного мозга. Дети с УО заметно отличаются от ровесников. Они не проявляют интереса к играм, потешным забавам и изучению мира. Они гораздо меньше двигаются и редко проявляют какие-либо эмоции. Даже громкие звуки или яркий свет не вызывают у них никакой реакции — все потому, что мозг у таких малышей работает особенным образом. Иногда создается впечатление, что они полностью отстранены от реальности и находятся где-то далеко — настолько апатичными и равнодушными они кажутся окружающим. Главная задача родителей и врачей — помочь этим деткам адаптироваться к жизни в социуме, насколько это возможно.

Как и почему появляется умственная отсталость?

В большинстве случаев проблемы начинаются в период беременности матери или непосредственно в момент родов, но также они могут возникать и в младенчестве. Есть ряд причин, которые могут вызывать необратимые изменения в головном мозге ребенка. Их принято разделять на три основные группы:

  • Врожденные. К ним относятся серьезные генетические заболевания (например, синдром Дауна) и нарушения обмена веществ;
  • Вредные внутриутробные (перенесенный сифилис, тяжелая форма гриппа, влияние наркотиков или алкоголя);
  • Послеродовые, т.е., нанесенные малышу после появления на свет — травмы, опасные инфекции, асфиксия.

Даже первоклассным специалистам бывает трудно определить истинную причину недоразвития мозга, но одно они утверждают наверняка: полностью вернуть утраченные функции дети не смогут никогда. Тем не менее, это не повод горевать и опускать руки. Современные методики адаптации ребят с умственной отсталостью помогают им освоить основные навыки самообслуживания, получить образование и коммуницировать с другими людьми.

Что следует знать родителям ребенка с УО?

Социальные контакты

Достижения науки последних лет говорят о заметном прогрессе в области обучения и социализации детей с разной степенью умственной отсталости. Необходимо запастись терпением и регулярно посещать тренинги. На них ребята будут заниматься с врачами, педагогами, дефектологами, логопедами и другими специалистами. Необходимо понимать, что картина мира особенных мальчиков и девочек отличается от той, что видят остальные. Это, разумеется, вызывает огромное количество нюансов и сложностей. К примеру, малыши с УО с возрастом могут демонстрировать полное отрицание всех общепринятых канонов поведения в обществе, а на любые замечания отвечать грубым отказом или агрессией. Это — непроизвольная реакция на попытку изменить их восприятие действительности. С этим нужно работать аккуратно и тонко, постепенно давая им понять, почему для человека важно уважать чужие границы и следовать определенным требованиям.

Если вовремя не помочь такому ребенку, это может вылиться в замкнутость и отрешенность. Бывают и более сложные случаи, когда дети ввиду отличительных качеств своего характера резко оказываются «белой вороной» в любом коллективе. Сверстники стремятся избегать контактов с ними, не приглашают в гости, не делятся игрушками, а порой и вовсе не общаются. Подобное неприятие тоже является потенциально опасным для особенного ребенка — он может окончательно озлобиться и перестать контролировать чувства.

По этой причине врачи уделяют огромное внимание поведенческим факторам и стремятся максимально адаптировать подопечных к спокойному взаимодействию.

-2

Когнитивные способности

У детей с умственной отсталостью частично или полностью отсутствует логическое мышление и воображение. Это затрудняет основные процессы, связанные с познанием. Они не способны связать воедино формы предметов, их цвета и другие качества, которые выделяли бы их на фоне остальных, а потому не могут делать выводы, ориентироваться в пространстве и воспринимать мир, как нечто целое и неделимое. Они не в силах обобщить сведения о чем-либо так, чтобы представить себе какой-то единый образ.

Поэтому вторым направлением деятельности медиков является помощь в улучшении когнитивных способностей. Занятия в специализированных центрах — отличное подспорье для формирования простейших навыков счета и сопоставления. В легкой развлекательной форме ребятам показывают вещи с разными характеристиками и размерами, учат сравнивать их между собой, запоминать и выстраивать в соответствии с категорией. Это прекрасно развивает их восприятие, расширяет кругозор и помогает подготовиться к дальнейшему обучению.

Значение искусства в жизни детей с УО

Занятия искусством (например, рисованием или музыкой) способствуют более разностороннему личностному развитию. Они являются стимулятором речи, помогают ребятам лучше координировать движения и владеть своим телом, начать интересоваться природой, животными, птицами. В результате они достигают успехов в адаптации к социуму, улучшают познавательную деятельность, становятся более открытыми.

Развитие речевой деятельности

Оно играет очень важную роль для взаимодействия ребенка с родителями, педагогами и другими людьми. Из-за особенностей развития речь не служит способом передачи информации, они не могут выражать свои мысли или понимать взрослых, а потому и говорят значительно медленнее, отставая от установленных норм. Врачи, исходя из их индивидуальных способностей, могут скорректировать и улучшить их навыки, научить грамотно и уместно использовать части речи, правильно отвечать на поставленные вопросы и т.д.

-3

Верьте в ребенка и себя

Любые тренинги и занятия с детьми с УО требуют огромного количества времени, терпения и внимания родителей. Будьте ласковыми и приветливыми, не стесняйтесь показывать свое одобрение и радость за первые успехи. Помните, что без помощи специалистов и коррекции темпы развития ребенка и становления его личности будут постепенно замедляться под тяжестью накопившихся нерешенных проблем. Лучше обратиться к профессионалам сразу — так вы поможете малышу быстрее и глубже окунуться в удивительный мир, который его окружает.