Мошенники научились подделывать номера любых абонентов. Это значит, что любой из нас может стать жертвой мошенников или даже самим «мошенником», если злоумышленники замаскируют вызов под нужный номер. В этой статье рассказываю о новых и все еще актуальных старых схемах мошенничества. Будьте внимательны, не доверяйте и всегда перепроверяйте.
- Звонок от сотрудника банка/службы поддержки банка с сообщением о смене номера и необходимости «обезопасить средства». При этом сейчас стали звонить не только жертве, но и воздействовать на нее через ближайших родственников. Звонят жене/мужу/родителям/детям и убеждают их, что это, действительно, сотрудник банка. Якобы надо повоздействовать на нерадивого родственника и «защитить деньги» на счету банка.
- Звонок от имени «сотрудника» МВД, прокуратуры или ФСБ. Номера телефонов на сайте и на экране телефонов при этом совпадает, а фамилия представившегося звонящего, действительно, числится в списках работников. Звонивший говорит, что якобы расследуют дело о крупном мошенничестве. И начинает постепенно выпытывать информацию о имеющихся счетах. Например, спрашивает: картой какого банка пользуетесь? На какую карту приходит зарплата? Далее – целый спектакль часто с привлечением дополнительных лиц, чтобы получить доступ к вашим счетам. Кстати, сейчас в этой схеме стали использовать также воздействие через близких родственников – как и в первом случае.
- Оформление кредита на жертву. Мошенники используют форму онлайн-заявки на кредит на сайтах банков. Для этого заполняют анкету на подставное лицо, но указывают телефон жертвы. От жертвы нужны лишь коды подтверждения, чтобы получить деньги.
- «Ваш сын/родственник попал в беду». Да-да. Эта старая схема мошенничества вновь начинает обретать популярность, поскольку мошенники научились маскировать вызов под нужный номер. Используются даже технологии подделки голоса. При малейших сомнениях прерывайте телефонный разговор и перезванивайте сами на известный вам номер родственника. Помните, данные карты и код-пароли по телефону могут только мошенники.
- Покупка или продажа на сайтах. Мошенники действуют, как правило, по следующей схеме: звонят и договариваются о сделке. Затем предлагают перевести деньги за покупку на банковскую карту, либо просят задаток. Причем им необходима информация о карте. А после этого людям приходит уведомление о снятии с карты денежных средств.
- Одним из распространенных способов хищения денег с банковских карт остается заражение мобильных телефонов вирусом. Причем «подцепить» его можно на самых различных сайтах. Именно те, кто пользуется опцией «Мобильный банк», наиболее подвержены действиям преступников. Вирус считывает в телефоне информацию, в том числе связь с мобильным банком.
- Фейковые опросы от имени известных компаний. Ссылки на вредоносные сайты распространяются в мессенджерах. Мошенники устраивают «розыгрыши» и предлагают за подарок поделиться информацией с друзьями. Человек не сразу попадает на фишинговый сайт — сначала его несколько раз перенаправляют на произвольно сгенерированные домены. Лишь после нескольких обновлений появляется нужный опросник.
- Вы выиграли приз. Это может быть и звонок, и письмо на электронную почту. Если вы не участвовали в каком-либо розыгрыше, то при получении такого сообщения лучше его проигнорировать.
- Трудоустройство на работу. Соискатель созванивается с мнимым работодателем, который рассказывает о специфике работы и заработной плате. В результате беседы потерпевшего приглашают на собеседование в организацию, но по дороге на его сотовый телефон проступает звонок от, якобы, работодателя. Под предлогом оформления медицинской книжки и т.д. претендента на выгодную вакансию просят пополнить счет мобильного телефона работодателя. После того, как произошло перечисление денежных средств, абонентский номер мошенника становится недоступен.
- Вам полагается компенсация. Мошенничества данного вида в основном совершают в отношении престарелых граждан, так как они часто приобретают через сетевой маркетинг различные препараты и аппараты, предлагаемые под видом медицинских. При совершении таких преступлений мошенники используют имеющиеся у них базы данных о покупателях этих товаров. Они звонят пожилым людям и представляются работниками правоохранительных органов или организации по возврату долгов. Потенциальной жертве поясняют, что продукция данной организации признана несертифицированной и продажи не являлись легальными. Поэтому лицам, приобретавшим товар, полагается компенсация в крупном размере. В ходе беседы мошенники поясняют, что для получения компенсации необходимо внести определенную сумму.
- Взлом персональных страниц в социальных сетях. В этом случае якобы со страниц «друзей» людям предлагают написать номер мобильного телефона и передать код доступа к мобильному банку. Или мошенники просто пишут от конкретного лица его друзьям просьбу скинуть деньги на телефон или карточку.
В моей статье указаны далеко не все популярные мошеннические схемы. Аферисты постоянно совершенствуют способы и методы обмана людей, используя все технические достижения. Поэтому при малейшем сомнении лучше первыми завершите разговор, не переходите ни по каким присланным вам ссылкам и уделяйте внимание антивирусной защите ваших телефонов.
Не стоит доверять неизвестным лицам, которые предлагают совершить различные финансовые операции посредством перевода денежных средств за покупку какого-либо товара, либо оказание других услуг. Не нужно сообщать никому данные банковской карты, приходящие по смс пароли во избежание списания со счета денежных средств. Необходимо тщательно проверять информацию с предложениями, поступающими от незнакомых людей.