Найти тему
Поехали с Лёшей!

Где похоронен Адам и Ной, дом Авраама и другие библейские места в Ираке

Задавались ли вы вопросом о существовании мест, описанных в Библии и могил ветхозаветных персонажей? Вы будете удивлены, но известны места погребения первочеловека Адама, его жены Евы, спасителя людей и зверей от потопа Ноя и некоторых пророков. Существует в реальности даже дом прародителя религий Авраама — он восстановлен, туда можно войти и потрогать стены. Конечно, эти знания основаны не на фактических данных, а на устных традициях народов, проживающих там. Все эти места находятся на территории Ливана, Израиля, Палестины, Иордании, Ирана и Ирака. О последней стране и пойдёт речь в этой статье.

Ирак занимает особое место в Ветхом завете. Ещё бы, именно в Месопотамии зародилась письменность и люди смогли передать через тысячелетия свои легенды и верования. Именно здесь и появились первые религии, поэтому их сюжеты своими корнями и уходят туда.

1. Эдемский сад

Некоторые историки-религиоведы считают, что Эдемский сад действительно существовал и находился на территории современного Ирака. И даже называется конкретное место — болота Эль-Ахвар, называемые также Месопотамскими. Люди осваивали эти места с 3 по 4 тысячелетие до нашей эры.

Согласно книге Бытия Эдемский сад располагался «на востоке»:

Из Едема выходила река для орошения рая и потом разделялась на четыре реки. Имя одной Фисон (Пишон): она обтекает всю землю Хавила, ту, где золото; и золото той земли хорошее; там бдолах и камень оникс. Имя второй реки Гихон: она обтекает всю землю Куш. Имя третьей реки Хиддекель (Тигр): она протекает пред Ассирией. Четвёртая река Евфрат (Прат)

Как видно, Эдем находился где-то в районе четырёх рек, две из которых идентифицируются точно (Тигр и Евфрат), а относительно других двух остаются споры (возможно, это Нил, Инд или Ганг).

-2

В пользу иракской версии местонахождения Эдема говорит и тот факт, что история Рая в Книге Бытия тесно перекликается с месопотамским мифом о царе как о первобытном человеке, помещенном в божественный сад для охраны древа жизни.

2. Древо познания добра и зла

Миф о Древе познания добра и зла существует у многих народов. Наиболее известно Древо нам по сюжету Библии. Именно его плодом Ева угостилась сама и поделилась с мужем Адамом, узрев свою наготу и лишившись благосклонности Создателя.

Второе райское дерево — Древо жизни — существовало в шумеро-аккадской мифологии, где было представлено серией узлов и перекрещивающихся линий.

В Британском музее хранится цилиндрическая месопотамская печать «Искушение», датируемая 2600 г. до н.э. (барельеф стены дворца Ашурбанипала), на которой изображены нагие мужчина и женщина, сидящие у раскидистого дерева. В одной из рук женщины угадывается какой-то предмет, возможно, сорванный плод. За её плечом нарисован змей.

-3

Нельзя однозначно утверждать, что библейское повествование о событиях, произошедших в райском саду, происходит из мифологии шумеров. Но, вероятно, существовало какое-то единое общее предание во всём ближневосточном регионе. И если Эдемский сад находился в районе Тигра и Евфрата, то и оба Древа должны были произрастать здесь же.

Дерево «Адам», расположенное в районе Аль-Карна у слияния рек Тигр и Евфрат в южной провинции Басра, является одним из древних исторических памятников в Ираке. Нет достоверной информации о том, сколько ему лет.

-4

На камне рядом есть надпись на английском и арабском языке:

«Дерево Адама. Это благословенное место, где встречаются Тигр и Евфрат, в 2000 г. до н.э. почтил своим посещением Пророк Ибрагим, мир ему, он сказал: «Скоро здесь вырастет Дерево, похожее на дерево Адама в Эдемском Раю».

-5

Есть сомнения по поводу достоверности этих сведений относительно возраста дерева. Но как минимум оно упоминается в книге британского путешественника Карстена Нибура в 1765 году и в документах итальянского консульства в 1781 году.

Считается, что именно с этого дерева наши прародители Адам и Ева вкусили запретные плоды.

Но есть один нюанс: в библейские времена уровень Персидского залива был гораздо выше, и Тигр с Евфратом впадали в него раздельно, нигде не сливаясь. Деревья, конечно, старые, но не настолько.

3. Могила Ноя и Адама

С могилой первочеловека не всё так однозначно. Иудеи считают, что Адам похоронен вместе с Авраамом, Исааком и Иаковым в Хевроне, в Пещере Патриархов. Но мусульмане-шииты с ними не согласны. По их версии Адам вместе с Ноем покоится под мечетью имама Али в Эн-Наджафе.

-6

Внутри самой мечети находится усыпальница, которой поклоняются верующие.

-7

Правда, и сунниты с ними не согласны — они считают, что мощи Адама лежат в самой Каабе, в Мекке.

У Ноя могил и того больше. Одна из них находится в Ираке, в мечети имама Али, вторая в турецком городе Джизра, ещё одна есть в Азербайджане, в Нахичевани, под основанием гробницы пророка Нуха.

4. Дом Авраама

Древний шумерский город Ур находится на юге современного Ирака, в пойме рек Тигр и Евфрат. В свое время он был крупнейшим мегаполисом Древнего мира и до сих пор считается первым городом человеческой цивилизации.

Ур упоминается в Книге Бытия как родина Авраама — библейского патриарха и родоначальника израильского народа. Первые раскопки в Уре начались в 1922 году известным английским археологом Леонардом Вулли и продолжались 12 лет. Из небытия восстали древние храмы, царские могилы, школы.

-8

Недалеко от зиккурата был обнаружен комплекс жилых домов. Один из них отличался от остальных большими размерами и богатством внешнего вида. Рядом были найдены тысячи глиняных табличек, содержащих экономические, юридические, литературные документы. Они и позволили предположить, что этот дом принадлежал пророку Аврааму, бывшему, как полагают, главой одного из местных племен.

-9

В последние годы раскопки активно продолжаются. На расчищенном фундаменте восстановили стены. Обнаружили систему канализации, вскрывают богатые захоронения.

5. Могила пророка Иезекииля

Пророк Иезекииль или Зуль-Кифль упоминается в иудейских, христианских и мусульманских писаниях, что говорит об общих корнях этих религий. Он был одним из четырёх (в иудаизме один из трёх) ветхозаветных «великих пророков». Пророчествовать Иезекииль начал в возрасте тридцати лет, находясь в вавилонском плену (592 год до н. э.). При жизни он часто критиковал иудейских правителей за идолопоклонничество, за что и был предан мученической смерти — привязан к лошадям и разорван.

Похоронен он был в Вавилонии, на том месте, где сейчас находится иракский город Аль-Кифль. Его гробница — одно из тех редких мест, где надписи на арабском и иврите свободно сосуществуют друг с другом, что является свидетельством религиозного разнообразия в Ираке во времена Вавилонского пленения.

С годами иудейская святыня обросла вокруг стенами мечети, и доступ к гробнице иудейского пророка стал контролироваться мусульманскими властями. Посещение гробницы Иезекииля было одним из самых важных ритуалов в календаре иракских евреев.

-10

С появлением государства Израиль и обострением Палестино-израильского конфликта иракские евреи покинули свои дома и уехали на Землю Обетованную. Паломничества к могиле Иезекииля полностью прекратились в 1950-х годах.

В 2010-х годах мечеть была отреставрирована. При этом удалось сохранить и первоначальный облик усыпальницы. Однако, еврейская история храма сегодня почти затерялась в мусульманском контексте комплекса. Гиды-экскурсоводы делают акцент лишь на исламском прошлом этого места, неохотно показывая помещение с гробом пророка.

-11

Но нужно отдать должное мусульманским хранителям святыни, которые берегут её на протяжении столетий, словно память о веках еврейского присутствия и их мирном соседстве с мусульманами по всему Ираку.

6. Три волхва

Во времена Нового Завета, в период правления царя Ирода, волхвами называли ученых людей, которые наблюдали за звездами. Но они не были астрономами в нашем понимании, и скорее относились к колдунам и магам, оставаясь язычниками. Волхвы по небесным светилам определяли важные события в жизни людей и верили в то, что при рождении Мессии в небе появится новая звезда. Так оно и произошло. Увидев её, волхвы поняли, что Царь родился и отправились в непростое путешествие, чтобы поклониться Ему.

И по одной из версий, вышли они из города Эль-Амадия (Амедия), который находится на горном плато правильной формы в провинции Дахук в автономном регионе Иракский Курдистан.

-12

Предания гласят, что в окрестностях этого городка компактно проживали персидские волхвы и жрецы, которые были известны своим искусством чародейства.

Кстати, расстояние между Эль-Амадией и Иерусалимом всего 947 километров по прямой. Его вполне было под силу преодолеть неподготовленному человеку за пару месяцев.

7. Могила пророка Наума

Наум — один из 12 ветхозаветных малых пророков, проповедовавший между 717 и 698 годами до нашей эры. Он писал о политике, религии и нравственности Израиля, занимался изучением истории Ассирии. В своей Книге пророка Наума, входящей в еврейскую Библию и Ветхий Завет, он рассказывал о падении Ниневии — великого города и столицы могущественной империи. Причиной этому он называл Божью кару за жестокость ассирийцев по отношению к другим народам и странам, которые они захватывали.

По одной из версий, могила пророка Наума находится в Алькаше (Алькуш) — небольшом городе на севере Ирака. Похоронен он был там же, где и родился. Жители Алькаша одними из первых в Месопотамии были обращены в христианство.

-13

К северо-востоку от города был возведён монастырь Раббан Хормизд, который стал резиденцией патриархов Ассирийской церкви Востока.

***

Автор: Алексей Мараховец

Понравилась статья? Ставьте лайк и подписывайтесь на канал Trips & UrbEx — несколько интересных историй уже ждут своей очереди!