Ох, недаром та часть истории, которую я собираюсь сейчас рассказать, выпала на невезучее число 13. Как мы знаем, Соньку всегда окружало огромное количество мужчин, которыми она вертела, как хотела. Однако, как говорят в народе, "и на старуху бывает проруха" (которая, кстати, означает ошибку или оплошность). Нашлась такая проруха и для нашей героини.
Роковую ошибку знаменитой аферистки звали Вольф Бромберг, по прозвищу Володя Кочубчик. Свою первую кражу Бромберг совершил, когда ему было всего восемь лет, и с тех пор он постоянно оттачивал свое мастерство, воруя кошельки даже у своих приятелей - воров. На момент знакомства с нашей героиней Кочубчику было 18 (в некоторых источниках 20) лет. Выглядел он прямо скажем не брутально, а как раз наоборот - этакий "сладкий мальчик" - узкий в кости, подбритые тонкие усики, живые глаза и ооочень ловкие руки. (К такому описанию очень подходит фраза "такие дамам нравятся, вот только я тоже дама, но "конфетные мальчики" мне точно не по вкусу )))) Кстати, я думаю, что при известном воображении и хорошей памяти, вы, дорогие читатели, вполне найдете подобных "Кочубчиков" в реальной жизни, особенно среди людей, ведущих публичную жизнь. Как и любительниц упомянутых "вольфов".)
Так вот этот самый Кочубчик имел над нашей героиней практически неограниченную власть. (Ну да, молодой мальчик, все такое...🙈) А так как мальчик оказался еще и игроком, то теперь все деньги, вырученные Сонькой в результате ее афер, текли в одном направлении - в карманы молодого любовника, которому всегда их не хватало. В результате Сонька утратила свой фарт, а ее "операции" перешли из разряда творческого полета художника в категорию банального заработка, а это, согласитесь, уже совсем другое дело. Кстати, в этот период знаменитая аферистка не гнушалась и обычных простых краж.
Сонька пыталась удержать молодого человека от карт, разыскивала его в картежных домах, а он грубо гнал ее оттуда, известны даже случаи, когда он поднимал на нее руку. Наша героиня прощала ему все, оправдывая его поведение невезением и проигрышами, а Кочубчик откровенно использовал ее, обирая до нитки и глумливо называя "мамой". Впрочем, видимо, молодой "романтик с большой дороги" очень скоро стал тяготиться свой возлюбленной, и решил разрубить узел радикально.
30 сентября 1880 года, в день ангела нашей героини "милый друг" сделал ей дорогой подарок: бархотка с голубым алмазом, обвившая ее шейку, казалась Соньке извинением за все плохое, что было раньше. Однако, знаменитая на всю империю и Европу аферистка и не подозревала, что в этот раз сама стала жертвой махинации. Голубой алмаз был взят под залог у одного из одесских ювелиров, а в качестве залога значилась закладная на часть дома на Ланжероне. Разумеется, дом был дороже, так что разницу ювелир уплатил наличными. Однако через день алмаз ювелиру вернули, объяснив, что подарок не понравился даме. Нужно ли говорить, что алмаз оказался подделкой, дома на Ланжероне и вовсе не было, а дарителем был Кочубчик?
Когда его взяли, он легко "сдал" возлюбленную, заявив, что камень получил от Соньки Золотой Ручки и она же дала ему подложную закладную. В этот раз нашей героине уйти от правосудия не удалось. Судебный процесс над ней начался 10 декабря и шел десять дней. Зал Московского окружного суда (а судили ее в Москве) был забит битком, ибо имя подсудимой было известно к тому времени очень и очень многим. Материалы процесса представляли собой десятки томов, а в числе вещественных доказательств значилось огромное количество драгоценностей, а также золотой и серебряной утвари, всевозможных подносов, лорнетов, портсигаров и табакерок.
Вначале наша героиня заявила, что она отнюдь не Сонька Золотая Ручка, назвав в качестве мошенницы совершенно другую женщину из Одессы. Однако ее опознали по фотографии, что подтвердили многочисленные потерпевшие. Впрочем, ряд свидетелей не явился, некоторые ювелирные украшения были переделаны ювелирами, что позволило Соньке упорно отстаивать свою невиновность. Все десять дней, эпизод за эпизодом она оспаривала обвинения, хладнокровно разыгрывая из себя оскорбленную благородную даму. Сыскная полиция, готовая на все, лишь бы посадить, наконец, неуловимую мошенницу, даже подбросили ей революционные прокламации, чем вызвали крайнее возмущение обвиняемой, не имевшей никакого отношения к подпольщикам. Один из присяжных поверенных, некто А. Шмаков назвал нашу героиню "женщиной, которая заткнет за пояс добрую сотню мужчин".
Однако, в этот раз фортуна отвернулась от своей любимицы, и по приговору суда она была сослана "на поселение в отдаленнейшие места Сибири", а если точнее, то в богом забытую деревню Лужки в Иркутской губернии. К слову сказать, Кочубчик по тому же приговору получил всего шесть месяцев пребывания в работном доме. Деньги, полученные за алмаз, разумеется, остались у него, и, как говорят, он прикупил себе на них неплохое имение. (Во что, однако, лично мне верится с трудом - с чего бы он бросил карты и заделался благонравным помещиком?)
А для Соньки начиналась новая жизнь, но.. Об этом я расскажу уже в следующей части нашей истории, так что подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить что-то интересное.
Криминальное сердце Петербурга (часть 12) Затянувшаяся дуэль Соньки и сыскной полиции
Криминальное сердце Петербурга (часть 11) Виртуозные спектакли-ограбления Соньки Золотой Ручки
Криминальное сердце Петербурга (часть 10) Как на самом деле выглядела Сонька Золотая Ручка