Найти в Дзене
Нижегородский Мечтатель

Герцог Луи - долгая дорога к короне Франции

И вот здесь мы добираемся до такого интересного момента, как вопрос о законности происхождения Луи Орлеанского (1462-1515) - сына герцога Карла. Разумеется, французские беллетристы, такие как Брантом и Ги Бретон, известные собиратели сплетен и амурных баек, не могли пробежать мимо такой «жирной фактуры». А как же - очень пожилой муж и юная красивая жена, отсутствие в браке детей в течении 17 лет, и внезапное их (детей) появление (целых трех), когда мужу-герцогу уже седьмой десяток.

Но впервые я познакомился с данной байкой отнюдь не у Ги Бретона, а благодаря книге известного французского масона, эзотерика и конспиролога Робера Амбелена «Драмы и секреты истории» (первая из двух его работ, опубликованных на русском языке, вторая - «Иисус, или смертельная тайна тамплиеров», на мой взгляд, уже не такая интересная и легко читаемая, как первая). Какого же было мое удивление, когда я узнал, что вся глава о Карле Орлеанском и якобы шашнях его жены красавицы Марии Клевской, чуть ли не дословно «содрана» Амбеленом у ... того же Ги Бретона.

Луи Орлеанский
Луи Орлеанский

Ну, да, детей у пары долго не было и поэтому сам герцог Карл, якобы не имел ничего против отношений своей жены с её кастеляном, неким Рабандажем, от которого она, вы представьте, и родила двух дочерей, и, собственно, наследника - Луи. И, якобы все об этом знали, включая короля, который был вынужден смириться. Зачем это герцогу Карлу было нужно, так позориться? А чтобы насолить королю Луи XI, который Орлеанов ненавидел, и заодно «юридически» продолжить свой род. Но при серьезном рассмотрении первый же вопрос, который здесь возникает, немного детский – «А, что так можно было?»

Что же тогда Карл Смелый, герцог Бургундии, критической проблемой которого было отсутствие сыновей, не приискал себе бастарда, допустим некая женщина, родила бы ему сына, а герцог Бургундии выдал бы его за ребенка одной из своих жен, второй или третьей. (Первая супруга Карла, Екатерина Валуа, дочь Карла VII, умерла, когда еще будущему герцогу было только 13 лет, да и никто тогда не думал, что у него будут проблемы с продолжением рода).

Король Луи XI
Король Луи XI

И, наконец, основное, что противоречит версии незаконнорожденности Луи Орлеанского – именно ненависть короля к младшим своим родичам и его стремление задавить все апанажи Франции, свести их опасность для абсолютизма к минимуму. Для Луи XI такой фокус был бы просто даром небес – с него бы сталось затеять процесс наподобие дела Нельской башни. Одним ударом (при полной поддержке церкви, дворянства и третьего сословия), даже военной операции не понадобится – король мог снести Орлеанский дом. Об измене герцогини все знали? То есть, с доказательной базой и кучей самых правдивых свидетелей проблем бы не было?

Так что – выдумка, и на редкость глупая выдумка. Герцогу Карлу оставалось только на Бога надеяться, и он все-таки дождался. Слишком серьезное было дело – ведь короны Франции не мог коснуться даже настоящий сын короля, если он был рожден вне брака, а тут сын кастеляна? И вот еще о чем забыли досужие беллетристы, некий факт, который не вписывался в эту схему.

Жан Ангулемский
Жан Ангулемский

Вспомним и брата герцога Карла Орлеанского – Жана Ангулемского. Что-то Робер Амбелен забыл – первый сын, Луи, у Жана Ангулемского и его жены Маргариты Роган, родился только в 1455 году. Жану было уже 55 лет. Первенец скончался через три года, но в следующем 1459-ом, на свет появился еще один сын – Карл, а в 1462 году и дочь – Жанна. Как-то вот так получилось, что у обоих братьев дети появились в очень позднем возрасте. А между тем, про какие-либо шашни Маргариты Роган на стороне, никто и не слышал.

Маргарита Роган
Маргарита Роган

Итак, наследник Карла Орлеанского – Луи, родился 27 июня 1462 года, его отец скончался в 1465 году, оставив ему герцогский титул Орлеанов по своему праву и весьма интересные права (от Валентины Висконти) на Миланское герцогство. А вот король Франции мириться с продолжением рода Валуа-Орлеанов не очень хотел, и потом придумал довольно таки гадкий вариант законного решения «проблемы». Помимо единственного выжившего сына (родившегося, кстати, тоже несколько поздновато, что короля очень беспокоило, из восьми его законных детей выжило только трое), у Луи XI были и две дочери – Анна и Жанна. Маленький герцог Орлеанский был сразу взят под королевскую опеку, и король в 1476 году, женит его на своей младшей дочери.

Жанна, первая жена Луи Орлеанского
Жанна, первая жена Луи Орлеанского

К слову, первое соглашение по данному брачному союзу (между Луи и младшей дочерью короля) было подписано еще самим герцогом Карлом Орлеанским, сразу после рождения Жанны в 1464 году. Считается, что на этом этапе король решил подстраховаться – не имея пока еще живого сына (будущий Карл VIII родился только в 1470 году), Луи XI хотя бы так намеревался продлить свой личный род на престоле Франции – пусть через внука по женской линии.

Но очень скоро выяснилось, что Жанна очень слаба здоровьем, её даже прозвали Хромоножкой и постепенно становилось очевидным, что она вряд ли сможет иметь детей. И вот, в 1476 году, под давлением короля был заключен официальный брак между герцогом Орлеанским и его младшей, больной дочерью.

Король Луи XI
Король Луи XI

По факту – затем, чтобы при очевидной неспособности Жанны иметь детей, род герцогов Орлеанских прервался. И, кстати, король Луи XI, успеха в этом своем деле все-таки достиг, вот только получилось не совсем так как ему хотелось. Род герцогов Орлеанских (именно герцогов этой креации, а не весь род брата короля Карла VI Безумного) действительно угас, только вот первоначальный смысл этой затеи утратился, так как род самого короля Луи XI по мужской линии угас еще раньше.

Герцог Орлеанский посчитал этот брак оскорблением для себя – на продолжение рода нечего было и надеяться. В 1483 году скончался король Франции Луи XI, на престол взошел его сын Карл VIII, а герцога Луи Орлеанского ждали новые испытания