Найти тему
Андрей Мятиев

Первая отечественная спортивно-трековая модель послевоенного времени - В-62 "Рекорд" 1952 года из коллекции Веломузея.

Представляю вашему вниманию очень интересный и важный для истории советской велопромышленности и велоспорта гоночный трековый велосипед модели В-62, изготовленный на Харьковском Велозаводе в 1952 году. Представленный экземпляр относится к поздней модификации модели и сохранился до нашего времени в прекрасном состоянии!

Спортивно-трековый велосипед ХВЗ В-62 1952 года выпуска из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Спортивно-трековый велосипед ХВЗ В-62 1952 года выпуска из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Спортивно-трековый велосипед ХВЗ В-62 1952 года выпуска из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Спортивно-трековый велосипед ХВЗ В-62 1952 года выпуска из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Спортивно-трековый велосипед ХВЗ В-62 1952 года выпуска из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Спортивно-трековый велосипед ХВЗ В-62 1952 года выпуска из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

Эта первая в истории ХВЗ серийная трековая модель была разработана в 1948 году коллективом конструкторов под руководством Кирилла Степановича Гладкого - "отца" всех харьковских моделей 1947-1954 годов. Производилась небольшими партиями в 1949-1953 годах. Велосипеды распространялись централизованно среди спортивных коллективов, где эксплуатировались многие годы, что называется "и в хвост и в гриву", поэтому найти такой велосипед в хорошем состоянии в наше время - редкая удача!

Спортивно-трековый велосипед ХВЗ В-62 1952 года выпуска из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Спортивно-трековый велосипед ХВЗ В-62 1952 года выпуска из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Спортивно-трековый велосипед ХВЗ В-62 1952 года выпуска из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Спортивно-трековый велосипед ХВЗ В-62 1952 года выпуска из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

Модель В-62 не является полностью заимствованной конструкцией вопреки утверждениям некоторых исследователей, хотя в некоторых элементах и конструктивных решениях заметно влияние довоенных моделей 67 и 77 германской фирмы Diamant. К.С. Гладкий в составе группы специалистов Главмотовелопрома принимал участие в обследовании завода Diamant в Хемнице в 1945 и 46 годах, так что с немецкими передовыми технологиями велопроизводства был хорошо знаком и некоторые из них внедрил на ХВЗ, избегая при этом полного копирования. Параллельно с моделью В-62 Отделом Главного Конструктора ХВЗ была разработана модель В-53 для шоссейных гонок, имевшая с В-62 множество общих черт и унифицированных деталей. На харьковских гоночных моделях в конце 1950-х – начале 50-х годов ездили практически все советские велогонщики.

Спортивно-трековый велосипед ХВЗ В-62 1952 года выпуска из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Спортивно-трековый велосипед ХВЗ В-62 1952 года выпуска из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Спортивно-трековый велосипед ХВЗ В-62 1952 года выпуска из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Спортивно-трековый велосипед ХВЗ В-62 1952 года выпуска из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

Модель В-53 выпускалась достаточно большим тиражом (около 8000 экземпляров), а вот В-62 было изготовлено относительно незначительное количество – менее 2000 велосипедов. За годы выпуска модель В-62 претерпела модернизацию – изменились конструкция и форма втулок колес, подседельный узел рамы, педали и некоторые другие детали. На поздних экземплярах вместо рулевого выноса с характерным изгибом вниз стали устанавливать прямой вынос, унифицированный с шоссейным В-53. По эволюции этой модели хорошо прослеживается тенденция упрощения и унификации моделей по мере их серийного выпуска, характерная для отечественной велосипедной промышленности.

Посмотрите обзор велосипеда ХВЗ В-62 ранней модификации, принадлежавшего многократной Чемпионке СССР Марии Мининой:

Интересен факт, что на диагональной трубе велосипеда нанесена декаль с надписью «Рекорд». До недавнего времени считалось, что коммерческое название «Рекорд» появилось только начиная с модели В-64, но мной были найдены заводские чертежи, свидетельствующие, что впервые это название было дано первой харьковской трековой модели В-62 еще в 1948 году. Однако, на большинстве известных сохранившихся рам «шестьдесят вторых» имеется декаль с надписью «Харьков», а декаль «Рекорд» попалась мне впервые.

Спортивно-трековый велосипед ХВЗ В-62 1952 года выпуска из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Спортивно-трековый велосипед ХВЗ В-62 1952 года выпуска из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

Посмотрите обзоры других трековых моделей производства Харьковского Велозавода:

Обзор редчайшего трекового велосипеда для гонок за лидером ХВЗ В-600 1974 года из коллекции Веломузея.
Андрей Мятиев26 февраля 2021

Ставьте лайк, подписывайтесь на канал и напишите комментарий, если статья вам показалась интересной!

Спортивно-трековый велосипед ХВЗ В-62 1952 года выпуска из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Спортивно-трековый велосипед ХВЗ В-62 1952 года выпуска из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Спортивно-трековый велосипед ХВЗ В-62 1952 года выпуска из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Спортивно-трековый велосипед ХВЗ В-62 1952 года выпуска из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

Авто
5,66 млн интересуются