Модель В-64 является третьей по счету серийной трековой моделью Харьковского Велосипедного Завода (ХВЗ) и ее серийный выпуск начался в 1957 году. Эта модель была совершенно новой по сравнению с В-62 и В-63 и не сохранила практически ни одной специфической детали от предшественников. Модель выпускалась почти два десятилетия, пережив несколько последовательных модернизаций. Интересно изменение классификации модели: если в начале выпуска она адресовалась как начинающим, так и "продвинутым" гонщикам и ее качества вполне соответствовали назначению, то с появлением в 1961 году так называемых "спецзаказов" - "Спринта" и "Метеора", "Рекорды" стали позиционироваться, как "велосипеды для массового спорта" и их качества несколько снизились - завод стал экономить на материале и трудозатратах. Тиражи модели нельзя назвать такими уж огромными (по сравнению с шоссейно-гоночными велосипедами) - максимальный годовой выпуск составил 1832 единицы в 1971 году, а в другие годы производили менее 1000 экземпляров. Название модели - «Рекорд» впервые появилось на харьковских трековых велосипедах еще в начале 50-х – на поздних модификациях модели В-62, но в качестве устойчивого бренда утвердилось лишь начиная с В-64. Ранняя модификация отличается от последующих регулируемым выносом - "пушкой", дюймовой трансмиссией (цепью и звездами с шагом в один дюйм) и другими элементами.
В коллекции Веломузея находится несколько «Рекордов» В-64 различных поколений и годов выпуска. Самый редкий из них - В-64 ранней модификации 1960 года выпуска. Характерны элементы, присущие раннему выпуску модели – регулируемый вынос, дюймовая трансмиссия, педали, унифицированные в «шоссейником» В-551 «Чемпион». Велосипед находится в образцовом состоянии! Приобретен он был в начале 2010-х в Туле у одного из тренеров, работавших на знаменитом велотреке.
Еще один В-64 из коллекции Веломузея представляет как раз позднюю модификацию модели. Поздние машины имеют полудюймовую трансмиссию, нерегулируемый вынос руля, унифицированный с моделью «Старт-шоссе», другой формы педали и другие отличия. Этот велосипед был приобретен в 2015 году в Риге у наследников бывшего тренера по велоспорту, в чьей квартире провисел много лет без движения.
Подписывайтесь на канал и узнаете много интересных фактов из истории техники и спорта!